Итоги XIX Конкурса имени Бабушкина
Автор: Анатолий Вейценфельд
Состоялся XIX Всероссийский конкурс творческих работ студентов-звукорежиссёров имени Виктора Бабушкина. Напомню, что самый первый Конкурс, носящий имя выдающегося отечественного звукорежиссера и педагога, состоялся в 2000 году, когда некоторые участники нынешнего Конкурса еще не родились!
В нынешнем Конкурсе принял участие 31 студент из вузов разных городов России. Это немного меньше, чем было на предыдущем конкурсе в 2020 году (37), но надо учитывать, что в условиях пандемии вузы длительное время работали дистанционно и возможностей проводить учебные записи было меньше.
Среди участников – прежде всего учебные заведения Москвы: Российская Академия музыки им. Гнесиных и Специальная музыкальная школа им. Гнесиных, Российская Государственная специализированная Академия искусств и Институт современного искусства. Традиционно широко были представлены и регионы: Нижегородская Государственная Консерватория и Нижегородский музыкальный колледж, Уральская Государственная консерватория (Екатеринбург), Сибирский государственный институт искусств (Красноярск) и Красноярский колледж искусств. Впервые участвовал в Конкурсе Якутский колледж культуры и искусств, который мы поздравляем с успешным дебютом. Вместе с тем с сожалением отмечаем отсутствие среди участников вузов из Санкт-Петербурга, ранее участвовавших в Конкурсе.
Число участников в разных номинациях было неравным: 20 студентов представили работы в номинации «Академическая музыка» и 11 – в номинации «Эстрада». Отметим, что на предыдущем Конкурсе соотношение работ в номинациях было примерно таким же. Судя по всему, в обучении записи классической музыки наши учебные заведения более преуспели и имеют отлаженную методику.
Это наблюдение подтверждается и баллами участников. Как видно из таблицы, баллы за аналогичные места в академический номинации заметно выше, чем в эстрадной. Иными словами, общий уровень студенческих записей академической музыки явно выше, впрочем, это же мы наблюдаем от конкурса к конкурсу.
Справедливости ради надо отметить, что и профессиональный уровень музыкантов, с которыми работают студенты-звукорежиссеры, обычно выше в академической номинации, а в эстрадной встречаются даже записи непрофессиональных музыкантов и групп, что не может не отражаться на качестве фонограмм (и оценках).
Анализ баллов показывает, что в обеих номинациях выделились лидерские группы: так, разрыв между 3 и 4 местами в академической номинации составляет 8 баллов, а в эстрадной номинации отрыв 4/5 места (набравших одинаковое число баллов) от 6 места составил целых 11 баллов.
В этом году сильно выступили студенты РАМ им. Гнесиных – головного вуза России по музыкальной звукорежиссуре. Когда-то на первых конкурсах Гнесинка тотально доминировала, но потом, к счастью, у нее появились серьезные конкуренты в регионах, и конкурсная интрига усилилась. Так, на предыдущем Конкурсе РАМ получила второе и третье места в академической номинации и ни одного места в эстрадной. В этом году гнесинцы добились реванша, взяв первые и третьи места в обеих номинациях.
Стабильно хорошие результаты показывает Нижегородская консерватория, и в этом году их студентка получила заслуженное второе место в академической номинации.
Впервые призового места добился красноярский вуз – Сибирский государственный институт искусств им. Хворостовского, чей студент занял второе место в эстрадной номинации.
Мы поздравляем лауреатов и вузы, которые они представляют!
В процессе работы члены жюри – главный редактор журнала «Звукорежиссер» Анатолий Вейценфельд (организатор и продюсер Конкурса), звукорежиссер Оркестра Олега Лундстрема Сергей Балакирев, звукорежиссер телеканала «Россия-Культура» Светлана Дегтева, лауреат премии ТЭФИ Алексей Менялин, звукорежиссер Продюсерского центра И. Матвиенко Владимир Овчинников, звукорежиссер киностудии «Мосфильм» Геннадий Папин, руководитель Акустического центра МТУСИ Дмитрий Свобода, звукорежиссер, руководитель Studio CSP Олег Чечик – внимательно отслушали все работы и в необходимых случаях прокомментировали те или иные моменты в конкурсных записях. Эти комментарии могут быть высланы конкурсантам по их просьбе, которую следует направить по тому же адресу редакции, по которому отправлялись работы. Конечно, по поводу некоторых работ у отдельных членов жюри могли быть разные впечатления, но в целом надо отметить высокую степень совпадения оценок, что свидетельствует об объективности результатов Конкурса. Очевидно, что разница в один-единственный балл между работами, занявшими вторые и третьи места (и в аналогичных случаях дальше по списку) показывает, что на самом деле это равные по качеству записи, но тут, как в спорте, лауреатов определил «фотофиниш».
Отметим, что многие студенты участвовали и в предыдущем конкурсе, кто-то поднялся в призеры, кто-то остался на примерно тех же местах, а кто-то, напротив, опустился в рейтинге…
Будем надеяться, что со многими нынешними участниками и теми, кто еще не участвовал, мы встретимся в следующем году на юбилейном Двадцатом Конкурсе имени Виктора Бабушкина!
Результаты Конкурса
Номинация «Академическая музыка»
Участник | Количество баллов |
Злобин Яков (РАМ) | 188 |
Чиркова Виктория (ННГК) | 182 |
Коломникова Полина (РАМ) | 181 |
Добрынин (РГСАИ) | 173 |
Подъячев (УГК) | 173 |
Разина (УГК) | 173 |
Савчук (УГК) | 170 |
Лобко (РГСАИ) | 170 |
Кузнецов (СГИИ) | 169 |
Спирина (МССМШ) | 169 |
Дзегузе (МССМШ) | 165 |
Галстян (РАМ) | 164 |
Халус (СГИИ) | 164 |
Захаренко (ННГК) | 163 |
Бунаева (СГИИ) | 162 |
Трушкова (УГК) | 159 |
Астапенко (СГИИ) | 154 |
Кондраков (УГК) | 153 |
Луань Танцюань (РАМ) | 153 |
Киркоров (СГИИ) | 152 |
Номинация «Академическая музыка»
Участник | Количество баллов |
Емельянов Никита (РАМ) | 176 |
Ларионов Иван (СГИИ) | 166 |
Семенова Софья (РАМ) | 165 |
Андреев (ЯкККИ) | 162 |
Иванова (РАМ) | 162 |
Парфенов (КрасКИ) | 151 |
Курбатов ИСИ) | 148 |
Сазанов (ННМК) | 148 |
Мыцкова (ННГК) | 147 |
Спиридонов (ЯкККИ) | 147 |
Догода (ННГК) | 137 |