Главная/ Новости/ Обязательно к просмотру: фильм Андрея Поповяна «Мастера звукорежиссуры “Мосфильма”»

Новости

Обязательно к просмотру: фильм Андрея Поповяна «Мастера звукорежиссуры “Мосфильма”»

Обязательно к просмотру: фильм Андрея Поповяна «Мастера звукорежиссуры “Мосфильма”»

22 мая 2024 года в рамках Российской национальной премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» прошел показ документального фильма режиссера Андрея Поповяна «Мастера звукорежиссуры “Мосфильма”».

В этот вечер в кинозале Дома русского зарубежья имени А. Солженицына собрались профессионалы киноиндустрии, студенты, абитуриенты и обычные зрители.

Над созданием кинокартин всегда работают большие команды. Мы знаем режиссеров, актеров, авторов музыки, операторов и костюмеров, а вот о звукорежиссерах не знаем почти ничего. Однако именно от этих специалистов зависит целостное восприятие всей киноленты. Звуковое оформление оказывает колоссальное психологическое воздействие, расставляет акценты, усиливает впечатление и может ввести зрителя в любое состояние.

Документальный фильм «Мастера звукорежиссуры “Мосфильма”», сделанный в жанре интервью, смотрится на одном дыхании. Борис Венгеровский, Ян Потоцкий, Игорь Майоров, Виктор Морс, Екатерина Попова-Эванс, Евгений Базанов, Роланд Казарян – выдающиеся звукорежиссеры, работавшие на киностудии «Мосфильм» в 1950–2000 годах, рассказывают об истории становления звукового кино в нашей стране и о наиболее значимых своих работах с режиссерами советского и российского кино.

«Это фильм о людях, которые бесконечно влюблены в кино. То, с какими техническими средствами работали первые звукорежиссеры кино, сейчас даже невозможно представить, но благодаря этим замечательным, вовлеченным, неравнодушным людям и появились наши легендарные звуковые фильмы. Я делал эту картину два года, два раза мы ее перезаписывали, очень непростыми были монтаж и история с авторскими правами на музыку. Однако Карен Георгиевич Шахназаров (генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» – прим. ред.) благосклонно отнесся к нашей идее и предоставил фрагменты из золотого фонда фильмотеки «Мосфильма» для нашей работы. Кроме истории становления отечественного звукового кино я постарался показать в своем фильме, как много значат опытные наставники не только для вхождения в профессию, но и для того, чтобы, следуя их примеру, состояться как художник, потому что звукорежиссура, если мы говорим не о ремесле, а о художественных произведениях, это тоже артистическая профессия. Я считаю, что звукорежиссура – это все-таки дар Божий, потому что те удивительные произведения кинематографического искусства, которые были продемонстрированы, например, в моем фильме, – образец именно творческого подхода. Каждый звукорежиссер обладает своей индивидуальностью, которую невозможно скопировать. Я хотел, чтобы зрители поняли, что сделать что-то хорошее можно только если у тебя на душе светло и ты думаешь о чем-то прекрасном и возвышенном. Это фильм о профессии и о людях в ней», – заключил режиссер, автор сценария, видеомонтажер, звукорежиссер, продюсер, один из студентов первой мастерской звукорежиссуры во ВГИКе, а ныне член правления Гильдии звукорежиссеров Союза кинематографистов России Андрей Дмитриевич Поповян.

Просмотр первой версии «Мастеров звукорежиссуры “Мосфильма”» состоялся в 2023 году в Доме кино. Она немного отличалась от той, что зрители увидели сейчас. После первого показа режиссер снова отправился в Красногорск и провел в Российском государственном архиве кинофотодокументов еще месяц, пересматривая архивные материалы, новые фрагменты которых включил во вторую редакцию своего фильма.

«Я думаю, что достоинство этого фильма в том, что это первая ласточка, рассказывающая о кинематографических профессиях, заметьте, ни о режиссерах, ни об операторах, ни о художниках подобных фильмов не было. Вот это первый. Надеюсь, нам позавидуют и тоже сделают нечто подобное», – отметил после показа один из главных героев киноленты – заслуженный деятель искусств России, звукорежиссер Борис Венгеровский.

Надо сказать, что совсем скоро, всего через месяц, выходит книга Бориса Владимировича Венгеровского «Все, что было не со мной, помню». Лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии «Ника», он пришел на «Мосфильм» в 1953 году простым микрофонщиком и стал свидетелем развития профессии и звука в кино. В своем историческом труде он пишет, как со временем менялись технологии, и рассказывает о людях, которые придавали шедеврам кинематографии звучание. (С нетерпением ждем выхода книги! – прим. ред.)

В ходе обсуждения работы Андрея Поповяна после окончания фильма зрители горячо благодарили режиссера за труд, радовались, что у профессии появилась настоящая летопись, которую можно передать молодому поколению. Ведь теперь легенды о жизни и творчестве кино-звукорежиссеров, которые рассказывали преподаватели ВГИКа, наконец задокументированы с помощью видеоинтервью из первых уст.

Это первый фильм, раскрывающий закадровый мир удивительной профессии художников по звуку. Звукорежиссеры нередко выступают в роли композиторов. «Композиторам, возможно, даже проще, поскольку у них есть ноты и музыкальные инструменты, а значит, они могут прописать каждую партию, в то время как специалистам, работающим со звуком, приходится ориентироваться только на свои внутренние ощущения, свое отношение к происходящему на экране, постоянно искать новые фактуры, извлекать звуки из невероятных предметов», – заметил известный звукорежиссер, принявший участие в создании картины, Виктор Семенович Морс.

Фильм «Мастера звукорежиссуры “Мосфильма”» – номинант на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» (наградная скульптура символизирует творческое горение художника – прим. ред.). Премия учреждена кинорежиссером, сценаристом, продюсером и руководителем киностудии «Русский путь» Сергеем Леонидовичем Зайцевым совместно с Домом русского зарубежья имени А. Солженицына при поддержке кинематографического сообщества.

Документальный фильм «Мастера звукорежиссуры “Мосфильма”» – отличный подарок всем кинолюбителям к 100-летию «Мосфильма» от звукорежиссеров, участвующих в съемках. Днем рождения киностудии считается выход в прокат картины Бориса Михина «На крыльях ввысь» в 1924 году. В планах у Андрея Дмитриевича Поповяна продолжить свою работу, режиссер уже начал собирать материалы о киностудии «Ленфильм» и Киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, ибо постоянные эксперименты, поиск фактуры, работа на площадке и наконец сведение – творческий процесс только для самых увлеченных и талантливых людей, которые превратили свою мечту в профессию.

О фильме
Год производства: 2023
Страна: Россия
Жанр: документальный
Автор сценария, видеомонтажер, звукорежиссер, продюсер: Андрей Дмитриевич Поповян
Оператор: Дарья Вадимовна Недоступ
Звукорежиссер перезаписи: Виктор Семенович Морс
Время: 80 минут

Фотограф Ирина Иванова
На фото слева направо: Андрей Поповян, Борис Венгеровский, Виктор Морс.

#Назад в Новости