Главная/ Новости/ Музыка и саунд-дизайн на Российской креативной неделе 2022

Новости

Музыка и саунд-дизайн на Российской креативной неделе 2022

Музыка и саунд-дизайн на Российской креативной неделе 2022

Автор: Ольга Пашинина,
музыковед, доцент кафедры звукорежиссуры МГИК

В московском Парке Горького с 7 по 10 июля прошла третья Российская креативная неделя (Russian Creative Week, RCW), которая собрала участников большинства креативных индустрий страны, представителей структур власти, образования и бизнеса. Russian Creative Week – это главное федеральное событие в сфере креативных индустрий, пространство для открытого диалога всех участников. Задачами форума являются проектирование креативных отраслей, формирование стратегии национального креативного продукта, поиск эффективных моделей работы и жизни в новой экономической реальности.

Организаторами проекта выступили ФГБУ «Роскультцентр», Российский книжный союз, Автономная некоммерческая организация поддержки и развития креативных индустрий «Креативная экономика» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В этом году главными темами форума стали вопросы роста креативных отраслей нашей страны в условиях санкций, самоидентичность национальной креативной экономики, новый вектор международной кооперации.

За четыре дня мероприятие посетили более 350 000 человек, в их числе представители 62 регионов нашей страны. Большинство мероприятий транслировались онлайн. Зрителями онлайн-трансляций стали свыше 10 миллионов человек. В 11 тематических павильонах парка было проведено в общей сложности 350сессий, мастер-классов, панельных дискуссий с участием 1300 спикеров.

Впечатляет перечень креативных индустрий, охваченных площадками форума: дизайн, искусство, IT, музыка и саунд-дизайн, телевидение, мода, образование, маркетинг, разработка игр, издательское дело и журналистика, новые медиа, кино, компьютерная графика, архитектура и урбанистика.

Обсуждение перспектив развития каждой из этих индустрий включало деловую, образовательную и творческую составляющие.

Непосредственно тема звукорежиссуры на форуме не поднималась, но тем не менее для звукорежиссерского сообщества мероприятие было крайне привлекательным и полезным, так как ярко были показаны самые новые тенденции развития как музыкального искусства, так и рынка музыкальных индустрий.

Особый интерес представляла площадка «Музыка и саунд-дизайн», которая включала 23 открытых мероприятия.

В ходе дискуссий были затронуты самые разные аспекты отрасли:

  • социокультурный,
  • экономический (нейромаркетинг, аудиобрендинг, звуковая айдентика, инвестирование в музыкальные проекты, музыкальный маркетинг, анализ музыкального рынка),
  • правовой,
  • образовательный,
  • технологический (сонграйтинг),
  • психологический (вопросы восприятия музыки),
  • проблемы карьерного роста и развития в музыкальной индустрии.

Ключевой темой многих презентаций и паблик-токов стала проблема рисков, связанных с текущей ситуацией стремительно меняющихся политико-экономических реалий, непосредственно виляющих на развитие музыкальной индустрии и саунд-дизайна. О путях преодоления сложностей речь шла в первый день форума.

Обзор рынка стриминговых компаний и его динамику представил управляющий партнер концерна и цифрового дистрибьютора Zvonko Group Дмитрий Коннов. Эксперт рассказал о том, как устроен и как работает агрегатор ZVONKO digital, с помощью которого участники музыкальных индустрий могут монетизировать свое творчество.

Об использовании искусственных нейросетей в саунд-дизайне с целью аналитики пользовательских предпочтений и составления эффективных с точки зрения звукового оформления плейлистов рассказал заместитель генерального директора компании FONMIX Олег Пролубщиков в рамках сессии «Формула хита».

Как всегда актуальной была тема авторского и смежных прав в музыкальной индустрии. Мастер-класс на тему «Техника правовой безопасности при создании и использовании музыки» провела директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская. На пути продвижения музыки от автора к публике Екатерина выделила не менее 9 уровней субъектов, которые участвуют в правовых отношениях, включая звукорежиссеров и звукооператоров. Поднимался и вопрос коллективного управления правами. Важно, что юрист обозначила деятельность звукорежиссера именно как творческую.

Стоит отметить, что в сфере звукорежиссуры вопросы авторского права еще ждут своих законотворческих инициатив и решений. Напомним, что содействие решению проблемы авторского права в сфере звукорежиссерской деятельности является одним из направлений работы Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза. Гильдия уже провела три мероприятия по правовым вопросам, связанным с созданием звукозаписи, с участием ведущих практикующих юристов по авторскому праву: в рамках I и II Международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки» в 2019 и 2021 гг. (г. Москва), а также в рамках форума «IPQuorum 2021: Tech for Content» в Инновационном центре «Сколково» в 2021 г. (г. Москва).

Во второй день форума большой интерес вызвала панельная дискуссия «Музыка будущего. Компиляции, коллаборации, мультиплатформенные проекты. Из арт-пространства в мейнстрим, от элитарности в массы». Участниками дискуссии стали: продюсер, генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин; композитор, организатор проекта «Персимфанс», музыкальный руководитель Москонцерта Петр Айду; композитор, директор Центра электроакустической музыки МГК им. П.И. Чайковского Николай Попов; глава креативного агентства «Параллель», продюсер федерального проекта «Академия Звука», креативный продюсер и руководитель сценарной группы проекта «Фанерон» Максим Чумин.

Обсуждались самые новые и необычные формы музыкального творчества, зачастую предполагающие создание музыки непосредственно в момент исполнения. В этой связи Петр Айду отметил: «Эпоха звукозаписи, прошла, то есть она не играет такую гигантскую роль, какую она играла в ХХ веке. Это связано с тем, что сейчас мы используем музыку как средство общения». Комментируя его слова, мы можем сказать, что в виде новых жанров и форм музыкального искусства перед нами предстает живое воплощение феномена, который композитор Владимир Мартынов назвал «зоной opus posth», где важна не фиксация совершенного исполнения, а живой звуковой процесс, творящийся в точке «здесь и сейчас».

Такая форма музыкального искусства открывает новые горизонты и перед звукорежиссурой, актуализируя не только новые технологические, но и новые творческие задачи.

Завершением большинства жарких, информационно насыщенных и плодотворных рабочих дней на площадке «Музыка и саунд-дизайн» были творческие мероприятия.

Так, вечером 7 июля состоялся мастер-класс от Аудиошколы DJ Groove «Крутой саундтрек на скорую руку» с использованием программы Ableton.

9 июля прошел мастер-класс саунд-продюсера и композитора Михаила Федорова «Сонграйтинг: как написать трек из любой точки мира».

Почти весь последний день форума был посвящен кастингу с участием A&R-менеджеров ведущих лейблов «Шаги к успеху: стань резидентом лейбла». В состав жюри вошли представители российских музыкальных лейблов, в их числе Дмитрий Коннов (управляющий партнер концерна и цифрового дистрибьютора Zvonko Group), Алан Белини (A&R менеджер лейбла «Первое Музыкальное»), Никита Мещеряков (A&R и менеджер по работе с артистами лейбла OSUMA MUSIC), Антон Панкратов (музыкальный редактор библиотеки музыки FONMIX), Артем Федоров (A&R менеджер Soyuz Music), Елизавета Юсова (A&R менеджер музыкального лейбла Студия СОЮЗ).

Записи трансляций мероприятий Российской креативной недели доступны на сайте проекта: https://creativityweek.ru/.

#Назад в Новости