Композиторы и звукорежиссеры на IPQuorum
На прошедшей 15-15 октября конференции IPQuorum, темой которой стали «Музыка, интеллектуальная собственность и искусственный интеллект», состоялись два особенно интересных для наших читателей мероприятия.
На встрече композиторов обсуждался вопрос «Заменит ли искусственный интеллект музыку живых композиторов в кино и театре?». В дискуссии приняли участие кинорежиссёр Владимир Хотиненко и композиторы Александр Чайковский, Юрий Потеенко и Иван Бурляев. Последний на упомянутый вопрос сходу ответил «Да!», хотя дальнейшие его комментарии правильнее было бы описать как «да, но…» Действительно, вопрос не такой простой и включает множество обстоятельств как творческого, так и технологического и экономического характера.
С точки зрения экономики результаты работы искусственного интеллекта действительно могут оставить (и уже оставляют) без работы много создателей прикладной музыки. И не только музыки – масса графического оформления, дикторской озвучки видеоматериалов и много чего ещё сейчас выполняется без физического участия человека. Более того, интернет забит полухудожественными текстами, также созданными нейросетью. Чрезвычайно широко применяются нейросетевые технологии при создании фонограмм популярной музыки, в том числе песен. Так называемый «обычный слушатель» далеко не всегда отличит такую фонограмму от записи, созданной в студии живыми музыкантами. Киномузыка, как известно, по самой своей природе полна стандартных оборотов, тиражированных выразительных средств и просто штампов. Поэтому она очень подходит для машинного обучения, результат этого обучения – для озвучивания кинофильмов. Судя по репликам заведующего кафедрой композиции Московской консерватории Александра Чайковского, этой особенности киномузыки в академической консерваторской среде ещё не придают достаточного значения. Многие композиторы мало знакомы с технологией машинного обучения, так, известный кинокомпозитор Юрий Потеенко сказал, что он не знает, что означает слово «промпт». Ивану Бурляеву пришлось объяснять его значение. Сам Иван признался, что много общается с искусственным интеллектом, но в разговорно-вербальном формате, а применять его в музыке пока не пробовал.
В целом можно сказать, что для наших академических композиторов использование искусственного интеллекта для сочинения – пока вещь весьма далекая от их творческой практики.
Собравшиеся на другую встречу звукорежиссеры (Мария Соболева, Евгений Поцикайлик), музыканты (Александр Клевицкий, Станислав Малышев) и инженер-акустик Евгений Шуев обсуждали проблему «Современные вызовы и решения в обеспечении оптимального звучания в концертных залах: диалог инженеров, практиков и творцов». Музыканты жаловались на то, что в современных концертных залах некоторые музыкальные жанры, например, эстрадно-симфонический оркестр, звучат не очень хорошо – прежде всего, из-за конфликта между акустическими оркестровыми группами и электрическими инструментами ритм-секции. Проблема это существует многие десятилетия, с тех самых пор, когда акустические и электрические инструменты стали звучать вместе на одной сцене. Звукоусиление таких составов представляет большую сложность, о чем и сказал Евгений Поцикайлик.
В свою очередь, Евгений Шуев указал на ряд возможных решений этой, казалось бы, вечной проблемы. Прежде всего, это использование систем иммерсивного озвучивания зала и сцены. Такие системы уже давно существуют и применяются, в том числе в Московском международном доме музыки. А развитие искусственного интеллекта наверняка даст этим системам совершенно новые возможности.