Второй Международный симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки»
Мероприятие состоялось в Москве с 15 по 17 октября и было внушительным по составу гостей и участников, среди которых преобладала молодежь, в том числе студенты профильных учебных заведений.
Первый день, прошедший в Центре международной торговли, был посвящен семинарам, мастер-классам и круглым столам по разным вопросам звукорежиссуры.
Проходили они параллельно – пока в большом зале звукорежиссер студии «Мосфильм» Андрей Левин рассказывал о тонкостях записи оркестров в многоканальных форматах, в конференц-зале обсуждали проблемы звукорежиссерского образования.
Здесь собрались представители московских учебных заведений (к сожалению, в этом году симпозиум не посетили преподаватели звукорежиссерских кафедр из других городов).
Среди прочего, обсуждалась ставшая актуальной тема перехода от среднего профессионального образования к высшему. Раньше учебных заведений среднего звена, которые бы готовили звукорежиссёров или звукооператоров, просто не существовало, но в последнее десятилетие они появились. Директор средней специализированной музыкальной школы имени Гнесиных Михаил Хохлов рассказал, как в их учебном заведении обучают музыкальному звукооператорству учащихся с подготовкой на уровня музыкального училища.
После мастер-класса А. Левина голландский звукорежиссер Эрдо Гроот рассказывал об индивидуальных подходах к звукорежиссуре. На многочисленных аудиопримерах и графике он показал, как записывал различные музыкальные произведения в разных условиях и с разными задачами.
О своем опыте живых записей концертов из залов Московской консерватории рассказал Михаил Спасский, уже много лет работающий в легендарном учебном заведении. Те, кто думали, что запись концертов в БЗК – рутинный и «освященный десятилетиями» процесс, смогли узнать много нового о современных технологиях записи классической музыки.
О мастеринге для производства виниловых грампластинок рассказал звукорежиссер студии Cinelab Яков Захваткин. О виниле и его технологиях ходит много мифов и легенд, и лекция Якова собрала полную аудиторию, в том числе и очень молодых слушателей, студентов кафедр звукорежиссуры московских вузов.
С довольно сложной технической лекцией о принципах действия частотных фильтров и влиянии их особенностей на звучание акустических систем выступил директор компании «Унвис-Про» Александр Лурье. Несмотря на непростой для усвоения материал, на лекции было много студентов, старательно конспектировавших докладчика.
В рамках симпозиума состоялась и презентация возрожденного журнала «Звукорежиссер» в новом сетевом формате. Автору этих строк, помимо поздравлений, пришлось ответить на много вопросов о том, каким он видит новое издание.
Вопросы авторского права в индустрии звукозаписи подняли в своем совместном выступлении юрист Российского музыкального союза Ксения Мирясова и юрист фирмы «Мелодия» Евгения Сулла. Собравшиеся задали им много вопросов, однако, как и следовало ожидать, ответы касались почти исключительно прав композиторов, продюсеров и исполнителей. А вот звукорежиссерам им сказать было нечего – потому что законодательство об интеллектуальной собственности эту профессию упорно не замечает, и об этом говорится уже десятилетия…
В течение всего первого дня симпозиума работала небольшая выставка, на которой были представлена профессиональная аудиотехника, преимущественно микрофоны отечественных производителей, а также микрофоны компании Sennheiser.
На следующий день мероприятия проходили одновременно в разных местах. Состоялись технические туры и экскурсии в студии звукозаписи киноконцерна «Мосфильм», в киностудии «Синелаб», в Большом театре, Геликон-опере и «Электротеатре». В Студии звукозаписи Академии им Гнесиных прошел мастер-класс Эрдо Гроота.
Тем, кого интересует реставрация звукозаписей, был устроен настоящий праздник: в лаборатории реставрации Центра звукозаписи Московской консерватории собравшимся продемонстрировали уникальное оборудование. Это специальные прессы для выпрямления покоробленных грампластинок, профессиональные проигрыватели на 78 оборотов, устройство для отмывки грампластинок от грязи, оптический сканер для бесконтактного считывания канавок грампластинок и многое другое. Собравшиеся задали сотрудникам лаборатории Екатерине Чижик, Евгению Платонову и Игорю Соловьеву множество непростых технических вопросов, на которые получили развернутые ответы.
В воскресенье 17 октября основную нагрузку в проведении симпозиума взяла на себя Консерватория. С утра одновременно проходили научно-практическая конференция «Звукорежиссура – профессия будущего», а параллельно ей в Центре электроакустической музыки выступали с докладами специалисты Центра Андрей Смирнов, Алексей Наджаров и Николай Попов.
В рамках Конференции с сообщениями выступили преподаватели звукорежиссуры — зав. кафедрой РГСАИ Карина Коваленко
и делегация из Московского института культуры – зав. кафедрой МГИК Алексей Чудинов, преподаватели Петр Емцев, Ольга Пашинина, Борис Серегин.
Студенческие доклады на конференции также были представлены студентами МГИК.
После конференции свою авторскую разработку «Учебный комплекс: Музыка. Теория и практика» представил композитор и пианист Артём Агажанов. В рамках краткой презентации разобраться в очень объемном труде можно было только в самых общих чертах, она оставила без ответа много вопросов, но несомненный интерес к уникальной работе выявили все участники встречи.
Затем состоялись три Круглых стола: «Звукорежиссёр и композитор», «Звукорежиссер и исполнитель», «Звукорежиссёр и продюсер/лэйбл». В них приняли участие звукорежиссер Московской Государственной филармонии Павел Лаврененков, звукорежиссер студии «Мосфильм» Андрей Левин, завкафедрой звукорежиссеры Академии имени Гнесиных Виктор Осадчев и ряд известных композиторов и музыкантов: композиторы Кирилл Уманский и Михаил Броннер, дирижеры Станислав Малышев и Игорь Манашеров, флейтист Максим Рубцов, продюсер классический музыки Сергей Красин, звукорежиссеры Павел Лаврененков, Надежда Николаева, Виктор Осадчев.
Разговоры на круглых столах шли в свободной непринуждённой обстановке, все коллеги давно знают друг друга, поэтому вопросы поднимались серьезные, а ответы давались откровенные. Обсуждались такие темы, как взаимоотношения звукорежиссёра и композитора, звукорежиссера и дирижера, звукорежиссера и музыканта-исполнителя, возникновение возможных взаимных претензий и пути их разрешения, и т.п.
В завершение Симпозиума в Рахманиновском зале Консерватории состоялся большой концерт Центра электроакустической музыки, в котором приняли участие российские и зарубежные музыканты.