Главная/ Образование/ Обучение звукорежиссуре в США – личный опыт Часть 2
Обучение звукорежиссуре в США – личный опыт Часть 2

Обучение звукорежиссуре в США – личный опыт Часть 2

Автор: Екатерина Кузнецова

Лето

Весенний семестр заканчивается здесь в районе 6 мая, и по желанию можно учиться летом. Некоторые классы идут только в июне, некоторые только в июле, так что есть возможность поучиться один месяц, а потом два отдохнуть, или же поучиться все лето и отдохнуть две недели. Большинство студентов по разным причинам не учатся летом (из нашей группы училась только я), но летом есть свои преимущества. Кампус совсем не загружен, много студийного времени.

Кампус MTSU, вид на здание Студенческого Союза

Этим летом я изучала два предмета по выбору – концертный звук и directed research.

1) Класс по концертному звуку  проходил в большой видеостудии, в которую мы принесли все наше концертное оборудование и подключали все с нуля. Так как этот класс шел каждый день, нам не нужно было все отключать и уносить – мы оставляли все как есть и продолжали на следующий день. Это большое преимущество для студентов – изучить всю коммутацию в спокойной обстановке в классе, т.к. на живых концертах обычно новичкам не хватает времени реально во всем разобраться и посмотреть, а главное – сделать самому. После такого ученического сетапа практика на реальных живых концертах проходит более эффективно.

4-этажная библиотека MTSU

В конце мы проходили практику на реальном концерте, используя все наше оборудование, и у каждого студента была своя функция. Кто-то был системным инженером и отвечал за расположение громкоговорителей и субов, кто-то проводил измерения с программой Smaart, кто-то отвечал за коммутацию на сцене, два студента были FOH-инженерами и еще двое мониорными инженерами. Отдельный человек микшировал ударную установку и отдавал ее группой на FOH. Это, конечно, нетипичный подход, но мы инсценировали ситуацию, когда отдельный звукорежиссер должен микшировать какую-то часть микрофонов, например, в реальной жизни это может быть симфонический оркестр.

Самое новое и современное здание кампуса – здание науки (Science Building), сюда закуплено новое оборудование

В этом классе было много квизов и чтения. Также было два письменных теста и два proficiency теста – один на определение частот заводок, и второй на коммутацию основных частей тракта – пульта, мониторов, порталов, обработки.

2) Исследование под руководством профессора (Directed Research)

В этом классе нет лекций – студент занимается независимым исследованием или записью большого проекта под руководством профессора. Студент в марте подает заявку (proposal) на факультет – эссе с подробным описанием, что и как он собирается исследовать, сколько студийного времени требуется. Комиссия решает, одобрить этот проект или нет.

Стадион для американского футбола

Так как я много раз слышала фразу «Гнесинские студенты не умеют записывать барабаны», я решила заняться барабанами. Прослушав много музыки начиная с 70-х и заканчивая современными записями, я выбрала три трека с абсолютно разным звучанием барабанов – это “Us and Them” Pink Floyd (“Dark Side of the Moon”), “Here and There” Dave Weckl (“Masterplan”) and “When the Levee Breaks” Led Zeppelin (“LZ IV”). Я изучила, какие барабаны использовались на этих записях, как они настраивались  и некоторую информацию о выборе и постановке микрофонов, и попыталась воссоздать звук барабанов, близкий к этим записям. Конечно, невозможно воссоздать чей-то звук точно, но хотя бы задать направление можно. По результатам этого исследования могу сказать, большей частью звук на записи зависит не от выбора и даже не от постановки микрофонов, а от конструкции барабанов, настройки и техники игры барабанщика. Часто неопытные барабанщики редко меняют пластики и играют в студии на старых, сильно деформированных. Если поменять их на новые, звук изменится кардинально в лучшую сторону.

Такер-театр (Tucker Theater), в котором не только проходят концерты и спектакли, но и изучается класс по оптимизации звуковых систем для концертов на примере линейного массива

На второй год к обязательным предметам добавляются предметы по выбору. Можно выбрать аналоговую звукозапись, мастеринг, звук для видео, концертный звук, звук в живом вещании (у университета есть своя передвижная телевизионная станция, и студенты сами снимают концерты и спортивные мероприятия) и т.д. Можно также взять 1-2 предмета уровня бакалавриата – у них ассортимент предметов даже больше, чем на магистратуре.

Стадион для европейского футбола
Кампус MTSU

2-й год
Осень

1) Продюсерский семинар II (Production Seminar II)

Проекты включают в себя запись оригинальной поп-рок песни, кавер-версии песни, внестудийную дистанционную запись (remote recording), запись ударной установки и т.п. Также в этом классе мы делаем видеоуроки по оборудованию наших студий, по которым потом учатся студенты-бакалавры.

В кампусе есть своя электростанция, которая вырабатывает энергию для университета. Таким образом, наше электричество не зависит от городской электростанции

2) Семинар по технологиям микширования (Seminar in Advanced Mixing Techniques)

Каждую неделю мы делаем упражнения, направленные на определенные аспекты микширования (эквализация, компрессия, эффекты…). Одним из финальных проектов является микширование мультитрека, выложенного в интернете, причем студент сдает свой микс не только преподавателю, но и выкладывает его обратно на тот же сайт, где его скачал, под своим именем, и получает оценку «публики». Таким образом, студент может сравнить замечания, сделанные профессором, и комментарии слушателей.

В качестве учебника по этому предмету мы используем Roey Izhaki “Mixing Audio”, который включает в себя не только текст, но и аудиосемплы, которые иллюстрируют содержание. Очень рекомендую второе издание, потому что в первом типография напечатала графики в неправильном порядке.

Также у каждого студента помимо двух семинаров по полтора часа в неделю есть 30 минут индивидуального урока с преподавателем. Можно задавать вопросы, что-то обсуждать, или приносить что-нибудь микшировать.

В классе студенты не только изучают теорию микширования, но и слушают все основные концепции на практике. Например, как послушать влияние компрессии на звук?

Compression

Скриншот сессии показывает, что можно взять любую исходную фонограмму, положить ее на первый трек и выход этого трека послать на следующие две дорожки (именно такой роутинг принципиален, т.к. он позволяет обрабатывать одну и ту же фонограмму по-разному, но предельно синхронно, в отличие от варианта, когда бы вы положили ту же самую фонограмму на две отдельные дорожки, не посылая на Bus). На втором треке включен компрессор. Третий трек без компрессии (компрессор в байпасе, чтобы опять же добиться предельной синхронности двух дорожек), но полярность инвертирована с помощью плагина Trim (заметьте, правильный термин здесь полярность, а не фаза). Дорожки 2 и 3 посланы на мастер, на котором в сумме вы услышите разность этих дорожек, то есть тот сигнал, который компрессор вычитает (съедает) из оригинального сигнала. Можно поиграть с порогом срабатывания, атакой и другими параметрами, что ярко проиллюстрирует, например, идею, что быстрая атака «съест» высокочастотные составляющие сигнала, ту яркость, которой часто лишаются треки при неправильной настройке компрессора. Как мы видим, компрессор влияет не только на динамические характеристики сигнала, но и на частотную характеристику, поэтому эквалайзер лучше использовать и до, и после компрессора: первый чтобы вырезать грязь и бубнение, а второй, чтобы компенсировать те частоты, которые компрессор «съел». То есть эквалайзер перед компрессором вырезает, а после компрессора добавляет.

EQ

На втором скриншоте представлена сессия, позволяющая разделить фонограмму на несколько частотных диапазонов и послушать, что именно звучит в каждом диапазоне. Исходная фонограмма (трек 1) посылается одновременно на все остальные дорожки через Bus, и на каждой дорожке включаются два фильтра — low pass и hi pass, определяющие частотный диапазон этой дорожки. Этот тест помогает понять, что спектр каждого инструмента состоит не только из фундаментальных тонов, но и обертонов, а также высокочастотной атаки, благодаря который мы и способны определить, какой именно инструмент звучит. Например, пропустите какую-нибудь фонограмму с хорошим большим барабаном и басом через этот темплейт, и вы услышите эти инструменты не только в районе 60 Гц, но и в районе 2-3 кГц и даже выше! Именно поэтому хороший микс звучит хорошо и в наушниках, которые не в состоянии воспроизвести 60 Гц – в наушниках мы слышим как раз больше атаку большого барабана, чем основной тон. Если атаки нет, большой барабан и бас потеряются. Каждый инструмент должен присутствовать в нескольких частотных областях — тогда микс будет хорошо звучать на разных акустических системах.

В классе микширования мы используем подход, который сначала казался мне необычным – в начале мы делаем статический микс, то есть не пользуемся фейдерами вообще. Все фейдеры в нуле, а уровни регулируются с помощью клип гейна, плагина Trim или выходным уровнем плагинов. Фейдеры же используются только в самом конце процесса и только для автоматизации уровней. Получается, что статический микс делается при всех фейдерах в нуле, а динамический микс (с автоматизацией) представляет собой движение этих фейдеров опять таки в районе нуля и немного. Это делает процесс быстрее и точнее. Шкала фейдера — явление логарифмическое, а не линейное, и движение фейдера длиной в полсантиметра в районе -30 дБ изменит уровень сигнала гораздо больше, чем то же самое движение в полсантиметра в районе нуля. То есть маленькие изменения в районе нуля будут гораздо точнее. Мы придерживались той же самой концепции и в классе живого звука — делать статический микс только гейнами, а фейдерами — только динамический.

Школа Музыки (музыкальный факультет) School of Music

3) Запись в культурном контексте (Recording in Cultural Context)

Мы только начали этот предмет, и он для меня пока странный. Очень много чтения (не самого легкого). Каждую неделю надо написать саммари на статью (статья 40-50 страниц, а саммари должно быть 150-250 слов) и обсуждать это в классе. В середине и конце семестра на дом даются письменные работы по 12 страниц каждая, что и является экзаменом. Кроме содержания, оценивается грамотность, стиль и т.д., т.е. иностранцам нужно предварительно редактировать все эти работы в центре письма.

Бесплатный университетский автобус

Весна:

  1. Продюсерский семинар III (Production Seminar III)
  2. Предмет по выбору (Guided elective)
  3. Предмет по выбору (Guided elective)
Здание массовых коммуникаций (John Bragg Mass Communication Building), в котором находится факультет звукорежиссуры, большие студии и лаборатории. Также в этом здании есть факультеты видео, графики и журналистики. Есть своя студенческая радиостанция.

3 год

Финальный проект

В конце второго года подводится предварительный итог: каждый студент представляет комиссии портфолио работ, сделанных за эти два года; также проводится большой экзамен, включающий вопросы по всем обязательным предметам, пройденным за два года. Завершается год презентацией плана финального проекта (дипломной работы), которую студент делает весь третий год. Финальный проект включает в себя как практическую (творческую) часть, так и большую письменную работу. Мой финальный проект будет предположительно о сведении концертных мультитреков в 5.1. Я буду записывать мультитрек с нескольких концертов, используя нашу университетскую ПТС, а потом сводить это в студии.

Здание массовых коммуникаций внутри. На втором этаже находятся офисы преподавателей. Студии A и B занимают два этажа по высоте, т.к. для студий требуются высокие потолки

Работа студий

Все студии в MTSU работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю, а так же в праздники, выходные, каникулы и т.п. В первой половине дня в рабочие дни там идут занятия, а в остальное время студенты делают свои проекты. Студийное время разбито на 4-часовые сессии: полночь, 4 часа утра, 8 часов утра, полдень, 4 часа вечера, 8 часов вечера. Для больших сессий (например, когда записываются барабаны и бас) студенты стараются брать 8-часовые сессии. Каждому студенту выделяется определенное число часов в каждой студии в семестр, и эти данные заносятся в электронную систему. Бронирование студийного времени осуществляется онлайн в первую пятницу каждого семестра в 5 часов вечера. Мы это называем «час пираний», т.к. через две минуты почти все студийное время уже разобрано, остаются только сессии в 4 утра. Поэтому очень важно именно в определенную минуту выйти в онлайн и забронировать себе время на весь семестр вперед. На каждую сессию из этой же электронной системы студент распечатывает билет, с которым идет в полицейский участок и получает ключи от студии. По завершении сессии студент возвращает ключи обратно в полицейский участок, и их берет оттуда же следующий студент.

Здание массовых коммуникаций. Вся коммутация проложена сверху на специальных металлических навесах, что позволяет быстро починить неполадки или проложить новые кабели без разрушения стен

Эта система предполагает, что студенты передвигаются на машине (что норма для американских студентов). Полицейский участок находится в 15-20 минутах пешком от здания со студиями. Сначала кажется близко, но на практике получается, что я первый год теряла 30-40 минут студийного времени каждый раз, добираясь пешком или на велосипеде, и это довольно много. Поэтому мне пришлось приобрести машину. Также некоторые домашние задания предполагают использование оборудования, которое можно перевезти только на машине; или же студент должен приехать на место съемки в другой конец города или даже в другой город (общественного транспорта здесь совсем нет).

MIDI лаборатория

Учебный процесс

В американских ВУЗах всегда очень много домашних работ – практических и письменных. К каждому проекту прилагается подробная документация – не только микрофонная карта, но и письменный отчет (профессор дает вопросы, которые должны быть раскрыты в отчете), input-листы каждой сессии и т.п. Профессора проверяют всю эту кипу работ от каждого студента и не только ставят оценку, но и пишут свои комментарии по ходу. В России учеба основывалась больше на устном общении, а в США на письменном. Это способствует более детальному изучению предмета, а также для иностранных студентов это намного более продуктивно. К каждому домашнему заданию у профессора есть список параметров, по которым оно оценивается, поэтому субъективизм сведен к минимуму и все довольно прозрачно. Этот список возвращается студенту вместе с оценкой.

Аппаратная телевизионной студии. Студенты снимают собственные передачи и новости

Профессора тратят на проверку домашних заданий гораздо больше времени, чем на лекции. У каждого профессора есть определенные часы, когда студенты могут прийти к ним в офис и задать вопросы, или обсудить что-нибудь. Можно приносить мультитреки и миксы послушать. Здесь также принято много общаться с профессорами по e-mail. Если вопрос небольшой, можно просто написать e-mail, и на него быстро ответят. В конце каждого семестра каждый студент дает оценку каждому профессору – заполняет специальную форму на полторы страницы. Профессор оценивается по набору качеств, и каждое из этих качеств оценивается по пятибалльной шкале. Как ни странно, такой «опрос» не очень эффективен – часто хорошие, но строгие преподаватели получают высокие оценки от «отличников» и низкие оценки от ленивых «троечников».

Учеба в целом намного интенсивнее, чем в России. С самой первой недели семестра студенты получают много заданий, времени на раскачку нет. Студенты болеют крайне редко. Пропуск без уважительной причины неприемлем. В России в большинстве случаев студенты ведут пассивный образ жизни до сессии, а оценка за предмет практически на 100% зависит от финального экзамена. Здесь же финальный экзамен – это всего процентов 20-30 от общей оценки. В середине семестра проводится тоже большой экзамен, а также оцениваются домашние и лабораторные работы. Каждую неделю по каждому предмету нужно делать какую-либо большую работу, и почти каждый день маленькие работы. Часто практикуются «квизы» – небольшие тесты в начале занятия без предупреждения, поэтому учебники надо читать каждый день.

Университетская ПТС (передвижная телевизионная станция) у здания массовых коммуникаций. Она часто снимает музыкальные и спортивные мероприятия. Студенты могут попробовать себя не только в своей специальности, но также освоить смежные. Например, звукорежиссер может побывать в «шкуре» оператора или режиссера.

Поначалу я беспокоилась, что я не буду успевать делать письменные работы, особенно в классе. Устных экзаменов здесь нет – только письменные. Но программа построена умно – в первом семестре даются только тесты, то есть самому писать почти ничего не надо. Надо только выбрать правильный ответ или нарисовать схему. Однако это тоже непросто, потому что вариантов ответа много и они близки по смыслу. Два теста в семестр по каждому предмету очень большие, порядка 100 вопросов. Во втором семестре экзамены состоят уже из двух частей – тестовая и письменная, надо написать подробный ответ на вопрос. В конце второго года на главном экзамене тестов уже нет – только письменные развернутые эссе. Письменная часть здесь важна, потому что выпускники с магистерской степенью могут не только работать в индустрии, но и стать профессорами и учить студентов.

Квартирный комплекс, большинство жителей которого студенты MTSU

Отличительная черта всего американского образования – это дедлайны, или сроки сдачи работ. К этому здесь относятся очень серьезно. У каждой работы есть день и час, когда ее нужно сдать. Опоздал – не получаешь вообще никаких баллов. Если не сдал даже одну работу в семестр, шансы получить “C” (“тройку”) сильно увеличиваются. Разные работы «стоят» здесь разного количества баллов, пропорционально затраченному на эту работу времени. Маленькая письменная работа оценивается в 20 баллов, а главный проект семестра – 100 или даже 200.

На экзаменах никто и никогда не списывает. Здесь это даже стыдно. Не стыдно просить помощи во время обучения, перед экзаменом – мы даже готовимся к большим экзаменам все вместе. Но на экзамене каждый сам по себе. Здесь есть даже термин – обман (“cheating”), куда входит списывание, или копирование домашней работы (проекта), или плагиат в письменных работах. За такие жульничества как минимум исключают из класса и как максимум из университета. Поэтому большинство студентов даже не думает пробовать такое.

По звукорежиссуре здесь очень много книг. Некоторые люди в России рассуждают, что звукозапись и микширование – это не набор рецептов, которые можно описать в книге, а потом приготовить по ней вкусное блюдо, что все зависит от множества факторов, и что это познается только на практике. Но здесь есть такие книги, и все понимают, что только по книгам звуку не научишься, но чтение таких книг, несомненно, помогает в практической работе. Средняя книга стоит порядка $30-40. У нас есть большая библиотека, и она хорошо помогает с дополнительной литературой, но там почти нет обязательных книг, поэтому студенты покупают их сами. Также можно арендовать книгу на семестр, заплатив половину ее стоимости. К некоторым книгам есть аудиоприложения с семплами. Например, книга по микшированию содержит ссылки на такие семплы, и автор все иллюстрирует на живом примере.

Оценки студентам здесь вслух не оглашают. Профессора постят их онлайн, каждый студент заходит в свой аккаунт и смотрит их. Даже когда профессора возвращают письменные работы, они кладут их лицевой стороной на стол – так, что студент не видит оценки своего соседа. Поэтому тут не бывает обсуждений «А почему у Васи «пять», а у Маши «четыре». Также постоянно считается средний балл за семестр и общий средний балл. От этого балла зависит продление ассистентуры, или стипендии, или финансовой помощи.

У меня всегда был вопрос  – как вообще оцениваются работы по микшированию? Многое субъективно, и на наших экзаменах в Гнесинке часто бывало, что одному преподавателю нравилась запись, а другому та же запись совсем не нравилась. В MTSU существует специальная таблица с параметрами, по которым оцениваются миксы. Есть техническая часть и творческая часть. В техническую часть входят параметры, которые легко оценить – соответствует ли формат записи указанному в задании формату, отсутствие искажений, фейд-ин и фейд-аут, наличие файла консоли, документация и т.п. Задания, где сдается вся сессия Pro Tools, включают в себя очень много параметров для оценки.

Например, однажды в задании было сказано отредактировать басовый трек и залочить его. Я залочила, а потом решила еще подредактировать, и разлочила. И забыла залочить обратно! Так я потеряла 5 баллов из 100. Творческая часть напоминает список параметров на конкурсе им. Бабушкина, но первый год у нас этот список был проще и короче. Поэтому, даже если человек только начинает учиться сводить, он может получить баллы ниже за микширование, но хорошо сделать техническую часть.

В качестве предмета по выбору можно выбрать практику (internship). Ее можно проходить в любое время года и в любом штате. Единственное условие – работодатель должен оформить официальные документы и написать в конце характеристику на студента. Студент же, кроме проделанной работы, пишет отчет и дневник каждый день – что он делал, чему научился. Место работы каждый студент ищет сам, но профессора могут предложить вакансию из круга их знакомых. Также у кафедры есть список компаний, которые принимают практикантов, и студент может связаться с ними. Практику можно проходить не только в студии, но и на телевидении, в кино или живом звуке.

Возраст студентов здесь очень разный, особенно в магистратуре. Большинству 28-30 лет, самым младшим около 23 лет, самому старшему в нашей группе – около 50! Он опытный звукорежиссер, но решил начать преподавать, поэтому в свои 50 лет закончил сначала 4-летнюю программу бакалавриата здесь же, а теперь учится в моей группе в магистратуре.

Иностранных студентов на нашей программе не очень много по сравнению с другими специальностями. Если в науке большую часть студентов уровня магистратуры и докторантуры (PhD) составляют иностранные студенты (в основном китайцы и индийцы), то у нас большая часть американцы. В моей группе из 10 человек я единственная иностранка. Также я оказалась единственной представительницей из Европы на кафедре, и похоже, что на всем магистерском потоке в университете. В других группах на кафедре в основном по два иностранных студента, и почти все они из Южной Америки – Колумбия, Бразилия, Венесуэла. Есть одна студентка из Китая.

Как поступить

При поступлении в магистратуру к каждому абитуриенту здесь более индивидуальный подход, чем в России. Нужно прислать портфолио записей, где абитуриент является либо звукорежиссером, либо продюсером, либо исполнителем, либо композитором. Также принимается звук для видео. Приветствуются дополнительные материалы – микрофонные карты, эссе с описанием записи и т.п. Абитуриент также присылает резюме и «Изложение целей» (Statement of Purpose) – это эссе на 2-3 страницы, в котором описывается профессиональная биография, будущие планы и что именно привлекло студента в этой программе. Они сдают тест на знание английского TOEFL (Test of English as Foreign Language), который состоит из четырех частей – чтение, слушание, разговор и письмо. И американцы, и иностранцы сдают также GRE (Graduate Record Examination) – это большой тест, состоящий из математической и вербальной частей. Тест достаточно сложный и требует интенсивной подготовки, но так как наша кафедра относится больше к направлению искусств, даже балл ниже среднего для иностранного студента достаточен.

Абитуриент присылает также три рекомендательных письма от людей, которые могут оценить его профессиональные качества. Одно письмо должно быть обязательно от профессора, а два других могут быть с работы или практики. Рекомендодатели сами отсылают эти письма по e-mail в университет, и подробно описывают, насколько хорошо они знают человека, какие проекты он делал, какие его сильные качества. Каждое письмо около одной страницы. В реальности, очень трудно найти людей, кто бы написал сам такое письмо, да еще и на английском, даже если эти люди знают тебя хорошо, так что абитуриенты обычно помогают его писать.

В США в основном учеба на магистерских программах длится два года, а в Европе всего год. MTSU в этом плане исключение: они продлили удовольствие до трех лет. С одной стороны кажется, что слишком долго, а с другой это более эффективно. У иностранных студентов первые несколько месяцев идет адаптация – очень много нового, постоянная усталость. Мои знакомые, которые учились в Европе год, рассказывали, что не успеваешь опомниться – а уже надо выпускаться. После окончания можно остаться еще на год поработать, если найдешь работу, и на поиск тоже нужно время. Поэтому, на мой взгляд, 2-3 года за границей более эффективны во всех смыслах, чем один.

Это путешествие перевернуло мое видение о мире. Я увидела, что мир не такой уж и большой. Директор нашей кафедры в Middle Tennessee State University рассказал мне, что несколько лет назад у них училась студентка из Москвы с такой же фамилией как у меня.

Один из наших профессоров, Джон Мерчант, приезжал в Москву со студентами MTSU и устраивал лекции для русских студентов. Также он посещал телевизионный центр Останкино, где я работала, и у нас даже оказался один общий знакомый (я работала с ним на Олимпиаде). Вообще Джон Мерчант удивительный инженер и педагог. Он ведет продюсерский класс и микширование.

Бывший директор нашей кафедры (он вышел на пенсию этим летом) большой поклонник русской классической музыки. Он хороший друг известной пианистки Ольги Керн, выпускницы Московской консерватории, и он часто бывает на ее концертах в США. Удивительно, но с первых дней я не чувствовала себя в этом университете чужой. Со всеми было о чем поговорить, и отношение ко мне со стороны всех было очень доброжелательное.

Наш нынешний директор, Билл Крабтри, преподавал в нескольких институтах, включая известный россиянам Berklee College of Music, а затем вернулся в свой родной штат Теннесси, и теперь уже несколько лет преподает в MTSU. Помимо преподавания, он ведет активную студийную деятельность в Нэшвиле.

В заключение хочу посоветовать тем, кто думает поехать на учебу за границу – дерзайте, это стоит того. Сначала кажется, что все это непреодолимо: много документов собирать, диплом переводить, тесты сдавать, сочинение писать… но все преодолимо, если очень захотеть. Хотя за последние годы, все, конечно, очень усложнилось…

#Назад в Образование