Главная/ Образование/ Обучение звукорежиссуре в США – личный опыт Часть 1
Обучение звукорежиссуре в США – личный опыт Часть 1

Обучение звукорежиссуре в США – личный опыт Часть 1

Автор: Екатерина Кузнецова-Карккайнен

Рассказ нашей соотечественницы о том, как обучают звукорежиссуре в США, чрезвычайно познавателен для наших студентов и полезен для преподавателей.

Несколько лет назад в моей жизни произошло большое событие – я поступила в магистратуру американского вуза, Университета Среднего Теннеси (Middle Tennessee State University). Случилось это спустя два года после окончания звукорежиссерской кафедры Российской Академии Музыки им. Гнесиных.

Университет находится недалеко от Нэшвилла, столицы штата Теннесси и центра кантри-музыки. Сам Нэшвилл – это город, где живая музыка играет везде и круглые сутки – начиная от маленьких клубов и заканчивая известным симфоническим залом Schermerhorn Symphony. Недаром Нэшвилл называют Музыкальным городом, о чем сообщают все вывески в аэропорту. В городе много звукозаписывающих студий, и факультет индустрии звукозаписи (Department of Recording Industry) в MTSU – это одна из крупнейших учебных программ в мире.

Программа была основана в 1973 году. Всего на ней учится около тысячи студентов. Большая часть этих студентов – это бакалавры (4-летняя программа), который включает три специализации: звукорежиссура (Audio Production), сочинение поп-песен (Commercial Songwriting) и музыкальный бизнес (Music Business). Большая часть этих студентов – это бакалавры первых двух лет обучения. Такого сумасшедшего конкурса при поступлении на бакалавриат, как в России, тут нет – поэтому первые два года в потоке очень много студентов, и постепенно они отсеиваются. Первые два года бакалавриата студенты звуком не занимаются вообще – они изучают общеобразовательные и музыкальные предметы. Последние год-два появляются уже профильные предметы. В магистратуре (3-летняя программа) учатся 30-35 студентов, и специализация только одна – искусство и технологии звукозаписи (Recording Arts and Technologies).

Кроме этих основных программ, есть программы обмена – когда студенты из других университетов или даже стран приезжают учиться на короткое время, например на год, и потом возвращаются и выпускаются из своего университета.

На нашей программе у студентов есть возможность изучить разные виды больших студийных аналоговых консолей (инлайн, сплит и гибридный вариант инлайн и сплит).

Вот перечень оборудования студий, в которых мы учились.

Студия A (большая):

Консоль: API Vision (инлайн),
Мониторы: Discrete Research/Coastal Acoustics Boxer IV 5.1 monitor system, Event Opal surround monitor system
Цифровая запись: Pro tools HD 12 with 24×40 96/192 I/O modules and Apogee Rosetta 800 8-channel converter, Studer D-827 DASH 24-track recorder
Аналоговая запись: Studer A-827 24-track recorder and Otari MX-55 TC w/ Dolby 363SR N/R
Внешние процессоры обработки: Millennia HV-3D, TubeTech MP-1A, Yamaha Pro R3, SPX 90, REV 7, TC Electronics M6000 and TC2290,
Lexicon PCM -70, Sony MuR201, Eventide DSP-4500, DBX 160 (2), Drawmer DS-201 (2) and MX-50, TubeTech CL 2A, GML 8200 EQ
Микрофоны: Neumann TLM 170, TLM 103, & KM 140; Schoeps CMC 5U; AKG C414 TL II, 460, & D12E; Yamaha MZ 204; Sennheiser MD421,
MKH40, E602, & E604; Shure SM 98, SM 57, SM 81, SM 98, DX-520, & VP-88; Audiotechnica AT-4033, Realistic PZM, Countryman & Whirlwind DI Boxes.
Ударная установка: Mapex Saturn Kit

Студия A
Часть студии A

Студия B (большая, с двумя дополнительными изолированными комнатами):

Консоль: 48 Channel SSL Duality Consol (гибрид сплит и инлайн)
Мониторы: Discrete Research Boxer IV Main Monitors, Event Opal near-field monitors
Цифровая запись: Pro tools HD 12 with 24×40 96/192 I/O modules and Apogee Rosetta 800 8-channel converter
Аналоговая запись: Studer 827 A 24 Tracks, Ampex ATR-102 1/2″ 2-Track.
Внешние предусилители: Millenia HV-3D, Millenia STT-1, Calrec mic module, John Hardy mic pre
Пространственная обработка: Lexicon 480L w/ LARC, Lexicon PCM 42, Eventide H3000 SE, Yamaha REV 7, Yamaha Pro R3, Yamaha SPX 90II, Ursa Major SST 282, Echo Plate II.
Частотная/динамическая обработка: Empirical Labs Distressor (2), GML 8900 two channel compressor, GML 8200 two channel parametric EQ, API 550 parametric EQ (4), DBX 165A (2), Drawmer Noise Gates(4), Drawmer De-esser.
Микрофоны: TLM 170, TLM103, & KM140; Sennheiser MKH 40, MD421, and E604; Schoeps CMC 5/6; Audio Technica AT4033, AKG 460 CK61, C414BULS, D12E, D112, & Solidtube; Electro-Voice RE 20; Yamaha MZ 204; Countryman Isomax Uni, Shure KSM 32, SM57, SM58, SM81, & VP88; Countryman and Stewart DI Boxes.
Ударная установка: Mapex Saturn Kit

Студии D и E (маленькие):
Консоли: SSL AWS 924
Pro Tools HD 12 with two 192 I/O audio interfaces

Внешняя обработка:
• Empirical Labs EL8-X Stereo Distressor
• Drawmer DS201 dual gates
• Api Pack:
▪ 512c microphone preamps
▪ 550b equalizers
▪ 525 discreet compressorsf
▪ 527 compressor/limiters
• Eventide Eclipse
• TC Electronic M2000
• Lexicon PCM91
• Yamaha PRO R3

• Микрофоны:
• 2 AKG C414Bs
• 2 Neumann TLM103s
• Audio Technica AT 4033
• 4 Sennheiser MD421s
• 4 Shure SM57s
• AKG D112E
• 5 Sennheiser e604s
• 2 Shure SM81s
• 2 AKG C451EBs
• 2 Neumann KM184s

Кроме этих четырех основных студий, у нас есть несколько маленьких – две аппаратных пост-продакшн, аппаратная монтажа, аппаратная для сведения, MIDI-лаборатория и т.д.

Микрофонный парк студии A

Во многих студиях, особенно учебных, главная проблема – это контроль. Дело даже не в самих мониторах, а в комнате – очень сложно построить акустически идеальную комнату, особенно при ограниченном бюджете. До недавнего времени в MTSU тоже была такая проблема в больших студиях. Но потом во всех студиях установили систему Phantom Focus. Мониторы остались те же, но специалисты измерили характеристики комнаты, просчитали лучшую точку для контроля, сделали частотную и фазовую коррекцию, заменили стойки и привинтили их к полу стационарно в идеальной точке, и даже добавили немного поглощающих материалов на стены. Когда мы услышали новое звучание, нас просто сдуло в хорошем смысле. Те же мониторы (и среднего поля, и дальнего поля) звучат теперь просто идеально. Меняешь панораму всего на пару градусов – и уже слышишь этот сдвиг! Теперь студенты наконец начали слышать все малейшие нюансы того, что они на самом деле делают.

Университеты в Америке занимают большую территорию и фактически являются сами по себе городом. У каждого факультета есть свое здание, парковки вокруг этого здания, университетский автобус, который ходит по территории кампуса. Отдельные большие здания – это recreation center с бассейнами и спортивными залами, и библиотека, в которой не только несколько этажей книг, но и компьютерные залы, столы и диваны для занятий, комнаты с досками для подготовки презентаций или групповых встреч, и многое другое. В библиотеке продумано все – даже деревянные стулья сделаны такой формы, что на них можно сидеть часами и не чувствовать усталости.

Аппаратная студии A: аналоговый пульт API vision и мониторы 5.1, откалиброванный системой Phantom Focus

Раньше у меня было представление, что учеба за границей – это только для богатых людей или для гениев-ученых. В реальности, даже если вы не относитесь к этим двум категориям, но являетесь хорошим профессионалом, трудолюбивым и доброжелательным человеком, и у вас высокий средний балл в дипломе – вы можете учиться в США на магистерской или докторской программе почти бесплатно. Это возможно потому, что при наличии образования уровня бакалавриата по этой же специальности, можно подать заявку на ассистентуру – это работа в университете 20 часов в неделю ассистентом преподавателя. Средний балл в дипломе существенно увеличивает шансы получения ассистентуры – так что не верьте тем, кто говорит, что оценки в дипломе не важны. Знания, конечно, важнее, но в случае с иностранными вузами они хотят получить прилежного и организованного студента, а не «свободного художника», который время от времени делает гениальные проекты.

Система Phantom Focus позволяет откалибровать мониторы, учитывая акустические особенности помещения

В моем случае я была внеклассным преподавателем (tutor) по студийной звукозаписи для студентов-бакалавров. У нас есть две большие студии и три маленькие, и в этих студиях каждую неделю выделяются часы, когда студенты могут прийти и вместе с тьютором изучать оборудование, задавать вопросы.

Также каждый студент помимо обычных экзаменов сдает proficiency test – это практический технический тест на знание коммутации определенной студии. Каждый студент сдает его индивидуально профессору, который составляет схемы прохождения звука, начиная от источника (микрофона в студии) и заканчивая выходом пульта. Студент должен записать сигнал с четырех микрофонов в Pro Tools, при этом используя приборы обработки в различных частях этой цепочки – некоторые из них до Pro Tools и влияют на запись, некоторые только после Pro Tools (в мониторной части цепочки), поэтому их работа слышна, но не записывается. Также студент должен сделать приблизительные мониторные миксы для предполагаемых музыкантов в студии. Этот тест имеет жесткие ограничения по времени, и профессор намеренно все время меняет номера каналов в этой цепочке, так что даже мне требовалось делать упражнения несколько раз, чтобы уложиться в это время. Новички тратят на подготовку гораздо больше времени, и я помогаю им в подготовке.

Патчбей консоли API vision: доступ к любой точке тракта

Летом у нас было гораздо меньше студийных предметов, так что я получила другое рабочее задание – нужно было сделать запись, максимально похожую на какую-либо известную запись (“sound alike recordings”). Эти мультитреки используются профессорами для практических заданий по микшированию – дается такой готовый мультитрек с оригинальной записью на одной дорожке, и студенты стараются сделать микс, близкий к оригиналу. Так что моей работой было преподавание и запись.

консоль API vision, студия А

Ассистентура дается студенту на год и продляется, если студент хорошо работает и учится. Средний балл (GPA) каждый семестр должен быть как минимум 3.0 по четырехбальной системе, и оценка “C” (эквивалентно российской «тройке») допускается не более двух раз на протяжении всей трехлетней программы. Держать этот уровень непросто, и работать где-то еще времени совершенно не остается, так что рассчитывать на другие доходы не приходится. Если у иностранного студента полная ассистентура, легально работать в другом месте он не имеет права. Лучше не рисковать, потому что за несоблюдение закона здесь быстро отправляют на Родину.

24-канальный аналоговый магнитофон Studer A-827

Получить полную ассистентуру на звукорежиссуре в этом университете непросто. Из нашей группы из 10 человек только у меня была полная, и еще у двоих студентов по половине. Это означает, что половину стоимости обучения они платят сами, но и работают они в два раза меньше – 10 часов в неделю. Чтобы получить полную ассистентуру, я приезжала из России в этот университет заблаговременно на собеседование, и директор устраивал встречу со мной и 6-7 профессорами, которые задавали мне вопросы, а я рассказывала о моем опыте. Это также убедило их, что моего уровня английского достаточно для того, чтобы работать ассистентом.

В каждой студии компьютер и Pro Tools HD IO интерфейсы находятся в специальной изолированной комнате, чтобы сохранять идеальную тишину в аппаратных.

Другой способ профинансировать обучение – это получение гранта. В России практически единственный вариант – это Фулбрайт, но получить его крайне сложно. Заявок очень много, а грантов мало (конкурс 50 заявок на одно место), и участвуют студенты всех специальностей, так что предпочтение отдается науке. Я грант не выиграла, несмотря на то, что эссе у меня было хорошее. Для того, кто выиграет такой грант, он покрывает всю стоимость обучения со всеми платежами, и даже платежи за квартиру, перелет и т.п. Студент не тратит своих денег совсем. Одно ограничение – по окончании учебы студент должен вернуться на Родину.

Микрофонные предусилители и внешние приборы обработки в студии A

Стоимость обучения для студентов штата Теннеси в MTSU ненамного больше, чем в московских вузах. Она зависит от количества классов, которые студент проходит в семестр. На магистерской программе студент должен закончить 20 предметов за 3 года. В семестр должно быть не менее трех предметов. Стоимость одного предмета $1100, т.е. в семестр студент в основном платит $3300-4400, потому что изучать больше 3-4 предметов в семестр – это уже нереальная нагрузка. В год (осенний и весенний семестр) студент из штата Теннесси платит $6600-8800. Для студентов из других штатов и иностранцев суммы гораздо выше – в районе $20 000. Напомню, что MTSU – это государственный университет (университет штата, если точнее – ред.); в частных, например John Hopkins University в Балтиморе, обучение стоит в 2-3 раза дороже. При получении ассистентуры иностранный студент приравнивается к студенту штата Теннесси, так что даже если студент имеет не полную, а половину ассистентуры, он платит значительно меньше – половину от 6 тысяч в год, а не от двадцати тысяч.

Студия B, главная комната

Программа обучения в США более гибкая, чем в России. В России все предметы обязательные. В США есть и обязательные, и по выбору, поэтому студенты не учатся все три года в одной и той же группе. Осень и весну я училась с одними и теми же студентами, т.к. первый год у нас были только обязательные предметы. Летом в моей группе были другие студенты – 2-го и 3-го года. Так как программа гибкая, особенно у бакалавров, у каждого студента есть советчик (advisor) из числа преподавателей. Время от времени студент обсуждает с ним, какие классы и в какой последовательности он хочет изучать, насколько эти классы помогут ему с будущей карьерой.

Студия B, комната для записи ударной установки

В отличие от российской системы, где мы изучали один предмет несколько семестров подряд, здесь почти каждый предмет идет только один семестр. Общего предмета «Звукорежиссура» нет – название предмета отражает тот раздел звукорежиссуры, который изучается. Например, «Цифровой звук», или «Продюсирование», «Методы микширования», «Аналоговая звукозапись», «Мастеринг», «Запись академической музыки». Поэтому, смотря на транскрипт студента из американского вуза, сразу понятно, что именно человек изучал, к каким областям у него больше склонностей, к каким меньше. Еще в Америке нет такого, что какие-то оценки идут в диплом, а какие-то не идут. Здесь все идет в диплом, начиная с самого первого семестра, и также «зачет без оценки» отсутствует.

Маленькая комната в студии B, используется для записи вокала или других инструментов при одновременной живой записи нескольких инструментов

В первый год расписание осеннего семестра (начинается примерно 23 августа и заканчивается примерно 12 декабря) включает 4 обязательных предмета.

Микрофонный парк студии B

1. Студийный семинар по цифровому звуку (Digital Audio Studio Seminar)

Несмотря на название, предмет начинается с изучения основ физики звука и включает также основы Pro Tools. Информации очень много, но она хорошо организована – профессор использует презентации в Power Point, которые студенты могут скопировать и готовиться по ним к экзаменам. Экзамены включают в себя задачки по физике (несложные, но их много и время ограничено, так что думать некогда – надо точно знать, что делать), тест по физике, цифровому звуку и Pro Tools. Часть по физике чисто прикладная – только то, что требуется быстро считать в реальной жизни: длину волны, частоту, перевод величины из одних децибел в другие. Ведет этот предмет не физик, а звукорежиссер, поэтому он знает, что именно из физики нужно знать звукорежиссерам. Никакими интегралами студентов не грузят, т.к. программа больше направлена на звукозапись и микширование, а не на акустику и инженерные разработки.

Аппаратная студии B: аналоговый пульт SSL Duality

Самая сложная задачка по физике – посчитать SPL, который слышит человек, стоящий на определенном расстоянии от громкоговорителя, при этом дается громкость источника, расстояние от источника до микрофона, чувствительность микрофона, и дальше основные этапы тракта в пульте – гейн, уровень фейдера, мастер фейдера и т.п. Сначала мы думали, что эту задачку полезно сделать, просто чтобы понимать, что происходит со звуком во всем тракте, включая потерю SPL на расстоянии, но оказалось, что даже такая задачка может найти практическое применение. (Например, когда в 1988 году Дэвид Гилмор и Ник Мейсон из Pink Floyd записывали старт ракеты «Союз» на космодроме «Байконур» для использования в дальнейших проектах, им нужно было определить, какой использовать микрофон (какой чувствительности) и на каком расстоянии. Поэтому они рассчитали уровень сигнала во всех частях тракта, чтобы ничего не перегрузить, т.к. ракета взлетает только один раз и возможности сделать второй дубль нет).

Микрофонные предусилители и внешние приборы обработки в студии B

Вторая часть экзамена, в отдельный день – это практическая часть работы в Pro Tools. Дается мультитрек, который нужно отредактировать и немного свести. При этом даются конкретные инструкции – например, определить темп песни и добавить дорожку клика, сделать save copy in с определенными параметрами, определенный роутинг внутри сессии, сократить песню до радиоформата, спрятать определенные треки и т.п. Только описание этого задания было на полторы страницы. На задание дается 60 минут. Все нужно делать с использованием горячих клавиш, иначе не успеешь. Сначала кажется, что времени достаточно, но так как деталей очень много, большинство не укладывается вовремя. Если уложился вовремя и сделал все правильно – получаешь 100 баллов. Каждая дополнительная минута после «стоп-тайма» уменьшает оценку на 1 балл. То есть остаешься на 20 минут дольше – и получаешь всего 80 баллов, даже если все сделал идеально. Если не идеально – то 20 вычитается из тех баллов, что заработал.

Стол продюсера в студии B

Домашние работы по этому предмету включают не только задачки по физике, но и лабораторные работы. Например, одно из первых заданий было смикшировать в Pro Tools трек, основой которого была бы какая-то одна технология Pro Tools. Например, один студент сделал музыкальную композицию, используя только одну единственную дорожку клика в сессии, меняя темп и питч. Мой проект был признан одним из самых сумасшедших – я прописала несколько дорожек синусов длиной около 2 минут каждая, и каждый тон соответствовал какой-то ноте Прелюдии До Мажор из Первого тома ХТК Баха. На каждую дорожку я повесила компрессор с сайдчейном, и компрессор открывался в те моменты, когда нота должна звучать. Таким образом получилась целая прелюдия Баха из синусов, а сессия выглядела как 40 непрерывных дорожек.

Мониторы в студии B также откалибрована системой Phantom Focus

Другая лабораторная работа – сделать саундтрек для эпизода с поездом из мультфильма “Wallace and Gromit”. Нужно было подобрать музыку и шумы. Это заняло много времени, потому что в этом эпизоде было много синхронных шумов, а также музыка должна была подчеркивать изменения сюжета.

2. Студийный семинар по мультитрековой записи (Multitrack Studio Seminar)

Здесь изучается то что в России называется звукорежиссурой – основы работы в студии, микрофонные техники, немного акустики и психоакустики. Первый семестр студенты работают в двух студиях D и E. Сами студии совсем маленькие и не очень пригодны для записи серьезных проектов, но аппаратные очень хороши для сведения музыки. Большинство студентов не имеют опыта работы с профессиональными консолями, так что для них удобно начинать с маленьких пультов, чтобы в следующем семестре лучше понять большие студии.

Интересно, что, как и в России, самый первый проект в начале – это запись одним микрофоном. Именно мономикрофоном, не стереопарой. Это должен быть голос и 1-2 акустических инструмента. В основном все записывают голос с гитарой. Такое задание помогает студентам понять, как тип микрофона и расстояние до инструмента влияет на качество звука.

После этого проекта студенты приступают сразу к большим проектам рок/поп-музыки. Этот проект записывается все еще в маленькой студии. Группа делится на пары, причем так, что один человек в паре имеет опыт в звукозаписи (хотя бы какой-то), а второй новичок. Двух новичков в пару стараются не ставить, т.к. во время записи никакой посторонней помощи ждать не приходится – здесь нет инженеров, у которых можно спросить, почему то-то не работает. Преподавателей на записях тоже нет. Если не можешь решить проблему, запись приходится отменять. Получить дополнительное время, чтобы что-то переделать, крайне сложно, т.к. студентов много, и расписание студий очень плотное.

Вообще все проекты на факультете, включая академическую музыку, записываются мультитреком. Когда я училась в Российской Академии музыки им Гнесиных, мы много академических (и даже первые эстрадные!) записей микшировали сразу живьем в стерео, особенно первый год. Я думаю, это неэффективный подход, т.к. нет возможности посмотреть мультитрек и проанализировать, хорошо ли были поставлены микрофоны и что именно можно улучшить в следующий раз. Студенты делают одни и те же ошибки каждый раз, и проходит слишком много времени, чтобы понять, что не так. В MTSU студенты всегда записывают мультитреки, которые анализируются в классе с профессором, а также с тьютором в дополнительное время.

3. MIDI и синтез звука (MIDI and Musical Synthesis Seminar)

Этот предмет изучается в MIDI-лаборатории, в которой 12 рабочих станций. Каждую неделю даются лабораторные работы (нужно приходить в MIDI-лабораторию после занятий и делать их). Много квизов – маленьких тестов в начале занятия без предупреждения, два больших экзамена-теста.

4. Эстетика и технологии видео (Visual Aesthetics and Technology)

Этот предмет изучает основы видео, т.к. многие студенты делают звук для видео после окончания программы. Предмет изучает только видео, не затрагивая звук. Кроме изучения теории, студенты снимают свои собственные короткие видео на DSLR-камеры, которые можно забронировать в университете и взять с собой куда угодно. Также можно забронировать свет, микрофоны, рекордер и т.п. Почему-то у нас было больше всего тестов на этом предмете – за семестр 4 теста по 110-120 вопросов каждый! Для меня это был тяжелый предмет, т.к. я не знала почти никаких видеотерминов, особенно на английском, и приходилось все время лазить в словарь.

Весна

В этом семестре каждый студент делает два проекта в больших студиях A и B. В одном проекте он выступает в качестве инженера, в другом – в качестве продюсера. Группа опять делится на пары, и в каждой паре один студент – инженер, а другой – продюсер. Таким образом, студенты учатся не только у профессоров, но и друг у друга, что гораздо эффективнее, чем учиться поодиночке.

1. Семинар по звукозаписи (Graduate Seminar in Audio Recording)

Звукорежиссура в студиях A и B. Это две большие студии с большими консолями – одна с SSL Duality, вторая с API vision. Изучается оборудование этих студий и звуковой тракт. Одно из заданий на тесте – нарисовать диаграмму тракта пульта со всеми модулями в нужном порядке. Кроме большого рок/поп-проекта, есть лабораторные работы. Например, запись коллектива из минимум трех инструментов одновременно с последующим наложением как минимум одного инструмента, сведение готового мультитрека на консоли SSL Duality с использованием нескольких внешних приборов обработки, исследовательская работа по записи одного акустического инструмента (выбирается по желанию), и другие.

2. Продюсерский семинар (Production Seminar I)

Изучаются основные приемы продюсирования коммерческой музыки. Каждый студент находит музыкальный коллектив, который он будет продюсировать в семестре. Составляется план – как творческий, так и подсчет бюджета проекта. Лабораторные работы включают: одноминутная композиция с текстом – нужно сделать трек протяженностью ровно одну минуту, ни секундой больше или меньше, как для телевидения или радио (“One Minute Production”), саундрек музыки для видео (мы подбирали музыку для монолога Чарли Чаплина из фильма «Великий диктатор»), исследовательская работа и презентация в классе о творчестве известного продюсера.

3. Эстетика и технология видео – II (Visual Aesthetics and Technologies – II)

Продолжение видеокласса, который был в первом семестре. В этом семестре тестов не было вообще, зато было очень много практических заданий – снимали динамическое интервью, видео о себе (причем не показывая себя!), и финальный проект – более длинное видео. Я делала пародию на Star Track в нашей студии A – c двумя камерами, светом и перезаписью диалогов.

4. Авторское право (Legal Rights of the Creative Individual)

Самый тяжелый предмет на всей программе. Мне пришлось его бросить в середине семестра и снова изучать в следующем году. Очень много материала, чтения, и самое главное, что из этого чтения мало что понятно даже самим американцам. Тесты – просто тихий ужас, порой даже непонятно, что спрашивают…

(Продолжение следует…)

#Назад в Образование