Главная/ Статьи/ Звукорежиссер в драматическом театре, часть 2
Звукорежиссер в драматическом театре, часть 2

Звукорежиссер в драматическом театре, часть 2

Автор: Юлия Кораблева

Звукотехническое оформление спектакля

Сейчас практически все театры оснащены профессиональной звуковой техникой. В зависимости от качества и количества технического оснащения у звукорежиссера есть возможность свободно творить, создавать оригинальные звуковые эффекты и делать звуковое оформление максимально интересным.

Техническое оснащение театра состоит из микшерного пульта – главного инструмента звукорежиссера, различных приборов пространственной и динамической обработки (ревербераторы, компрессоры), микрофонного парка (динамические, конденсаторные и радиомикрофоны), а также системы звукоусиления, включающей линии цифровых задержек, эквалайзеры, усилители и собственно акустические системы, состоящие из громкоговорителей.

Распределение музыки и шумов в театральном пространстве, виды и функции театральных акустических систем

В театре часто существует несколько систем громкоговорителей.

1. Арьерные, как правило, располагаются возле дальней стены в глубине сцены. Они чаще всего невидимы для зрителя, что позволяет сделать звук менее локализованным. Ведь 90% информации поступает к нам через зрение, и когда зритель видит звучащий громкоговоритель, он сразу понимает, откуда возникает звук. Это может отвлечь его внимание от драматического действия. Функций арьерных громкоговорителей несколько. Одна из них – это подзвучка сцены для актеров, особенно если они танцуют, чтобы актеры слышали музыку и могли попасть в такт. Или когда актеру важно услышать определенную музыкальную фразу, так как часто бывает, что текст начинается после определенно прозвучавшего фрагмента.

Еще одна функция арьерных колонок в том, что, учитывая их максимально далекое расположение от зрителей, в эти громкоговорители можно подавать звуки, которые по сюжету должны звучать издалека. В одном спектакле главные герои едут в поезде и вспоминают каждый свою любовную историю. Звуковое решение надо было придумать таким образом, чтобы музыкальные темы любви каждого из героев звучали как их воспоминания, далекие и невозвратимые времена пылкой страсти. Как раз с этой задачей помогли справиться арьерные громкоговорители, как и со звуком перестука колес, слышимых внутри вагона поезда. Если есть возможность регулировать наклон громкоговорителей, то при направлении их максимально вверх можно добиться звучания как бы из ниоткуда, так как зритель тогда будет слышать не прямой звук, а рассеянные отражения от потолка и стен. Еще один пример использования арьерных громкоговорителей: по сюжету спектакля издалека должны доноситься звуки гуляющей праздной толпы. Задача была решена путем воспроизведения фонограммы с записанными звуками толпы через арьерные громкоговорители.

2. Портальные громкоговорители расположены на уровне рампы, по бокам сцены. Это основные акустические системы, предназначенные для заполнения звуком пространства зрительного зала целиком.

3. Расположенные в зале акустические системы – в разных театрах размещены по-разному. Иногда это всего два кабинета, подвешенные по бокам задней стены, иногда это целый ряд громкоговорителей, расположенных по заднему полупериметру зала, как во многих кинотеатрах. Использовать их можно для всех случаев, когда звук должен идти из зала, или для создания окружающего звука, если театр оснащен технологиями surround sound.
Не во всех театрах есть возможность работать в формате surround, но существует множество других приемов для создания объемной звуковой картины. А именно – использование линий aux-посылов. Обычно они служат в качестве посылов на внешнюю обработку сигнала, но в театре их часто используют как дополнительные выходы на громкоговорители, тем самым позволяя увеличить количество источников звука.

В одном спектакле нужно было изобразить звук взлетающего самолета по взлетной полосе, сделанной из декораций. Взлетная полоса располагалась вдоль сцены, начинаясь из зрительного зала и уходя в глубину сцены. Было принято решение использовать громкоговорители, располагавшиеся по бокам зрительного зала. Звук самолета начинался из зала, плавно проходя через все зальные громкоговорители, и через портальные громкоговорители уходил в арьерные. Начинался звук тихо, издалека, затем через крещендо опять затихал. Даже шум самолета был прописан с учетом эффекта Доплера (частота сигнала изменялась при приближении и удалении самолета). Тем самым создавался эффект взлетающего и улетающего самолета. Единственным недостатком было то, что громкоговорители располагались непосредственно на стенах и были видны зрителю. Все-таки встроенные в стену и скрытые за акустически прозрачной тканью акустические системы меньше отвлекают внимание зрителя.

4. Дополнительные громкоговорители служат для воплощения всевозможных творческих задач. Располагаться они могут где угодно и как угодно, предоставляя свободу звукорежиссеру в выборе места источников сигнала. Ведь очень часто многие задачи звукового оформления не могут быть ограничены стационарно подвешенными арьерными и портальными акустическими системами. Дополнительные громкоговорители используют, когда стоит задача совместить источник сигнала с действием, которое надо озвучить.

В одном спектакле надо было сделать значимым и важным приход персонажа. Для этого было решено использовать два дополнительных громкоговорителя, расположив их под сценой. И на появлении персонажа в этих громкоговорителях звучала записанная фонограмма шагов, приближавшихся и удаляющихся при его уходе. Шаги были записаны с ярко выраженной низкочастотной составляющей и обработаны реверберацией, в итоге звучание получилось жутким и устрашающим.

В другом спектакле есть сцена, в которой использовался рупорный громкоговоритель-«колокольчик», который часто применяется в метро или на вокзалах для объявлений. Частотная характеристика такого громкоговорителя очень специфичная, без верхов и низов, с ярко выраженной серединой. В спектакле рупор располагался на балконе и использовался в качестве дополнительной колонки. Через него воспроизводились песни, характеризующие появление героев – бабушек и дедушек, живущих в российской глубинке. Особенности звука этого рупора позволило добиться эффекта ретро, имитируя звучание старинного граммофона или патефона.

Еще один очень эффектный художественный прием использования дополнительных громкоговорителей – создание всевозможных стереоэффектов и работа со звуком в пространстве. Расположив дополнительные громкоговорители в разных местах зала, можно воспроизводить в них шумовую фонограмму поочередно на фоне звучащей музыкальной фонограммы, воспроизводимой через портальные акустические системы.
Так поступил приезжавший с гастролями норвежский драматический театр. У себя на родине этот спектакль играется на большой площадке, где есть возможность проводить звуковое оформление в Surround-формате. Местная сцена была раза в три меньше, но они умеют работать с пространством: задействованы были не только зрительный зал и сцена как игровые площадки, но также световая рубка, улица, фойе и даже туалет. Для этого были использованы видеокамеры и микрофоны для передачи видео- и звуковой информации в зрительный зал. Вместо экранов для видеопроекции были использованы стены театра. А как альтернативу Surround норвежские звукорежиссеры поставили дополнительные громкоговорители под станки, на которых располагались зрительские сидения, и по периметру зала. В акустические системы, которые располагались под станками, воспроизводился низкочастотный сигнал, создававший напряженную атмосферу в зале. Основная музыкальная фонограмма воспроизводилась портальными громкоговорителями, а через дополнительные громкоговорители воспроизводились синтезируемые звуки в реальном времени, причем использовались поочередно (а иногда одновременно) несколько громкоговорителей по всему периметру зала, что создавало определенный эффект у зрителя.

Очень часто в театре используют цифровые линии задержки между портальными и арьерными громкоговорителями для того, чтобы устранить разницу по времени прихода сигнала от разных акустических систем до зрителя и тем самым получить более чистое, прозрачное, неискаженное задержкой звучание. Чем больше помещение театра и чем больше расстояние между акустическими системами, тем актуальнее применение цифровых линий задержек. Если такой возможности нет, то при звучании одновременно и портальных и арьерных кабинетов слышно, как звучание становится менее отчетливым и «замыленным». Также линии задержек можно применять как художественный прием, для достижения определенного спецэффекта.

В одном спектакле линии задержки применялись для создания атмосферы стеклянно-бетонного помещения автовокзала, где происходила часть действия. Было принято решение расположить акустические громкоговорители по периметру зала таким образом, чтобы можно было имитировать формат звучания surround 6.0, так как субвуфер не использовался, а применялись только портальные громкоговорители, два в середине зала и два тыловых, расположенные на задней стенке зала. Звук микшировался в матрице на 6 входов и 6 выходов, и на каждом канале можно было создавать различные пресеты с обработкой и задержками. Задача звукорежиссера состояла не только в озвучивании музыкантов и актеров, говорящих в ручные радиомикрофоны, но и в создании различных акустических пространств. На сцене находились четыре актера, четыре музыканта (барабанщик, контрабасист, аккордеонист, духовик) и два звукорежиссера, также участвующих в действии.

Основное микширование было на 24-канальном аналоговом пульте, все каналы были сгруппированы в группы и посланы на вход матрицы: 1-2 группа – все микрофоны, 3-4 – все возвраты с внешних процессоров эффектов, 5-6 – фонограммы. А с выходов матрицы уже посылался готовый микс на громкоговорители. С 1-2 выхода – на порталы, с 3-4 – на громкоговорители, располагавшиеся посередине, с 5-6 – на тыловые акустические системы. При помощи цифровой задержки, которая отстраивалась в матрице, между всеми громкоговорителями достигался эффект атмосферы стеклянно-бетонного зала ожидания. Задержки между кабинетами распределялись хаотично от 0,2 до 0,4 секунд таким образом, что если в одной акустической системе задержка в 0,4 секунды, то в другой, находящейся противоположно – 0 секунд. В колонках с выстроенными задержками звучала фонограмма вокзальной атмосферы и голоса актеров, попадающих как бы случайно в неподалеку стоящие микрофоны. Тем самым у зрителя создавалось полное впечатление атмосферы небольшого зала ожидания с характерными отражениями от стеклянных стен.

Хорошее звучание зависит не только от акустических условий помещения, но и от настройки акустических систем при помощи эквалайзеров. В практике мне встречались два метода настройки акустики в театре. Один из них – классический, когда акустика настраивается при помощи измерительного микрофона, анализатора спектра и прослушивания хорошо знакомых фонограмм. Второй, может и не совсем правильный, но иногда приходится к нему обращаться – это метод настройки акустики театра под особенности звучания фонограммы к спектаклю. Очень часто звукорежиссеру приносят плохо записанную фонограмму – с завалом по высоким частотам, причем на всех музыкальных треках, или с выпяченной низкой серединой и т.п. В основном эти ошибки возникают при использовании в студии непрофессионального или плохо настроенного контроля. Тем самым, если в спектакле используется только эта фонограмма, а эквалайзер на каналах пульта не справляется с регулированием звучания, то можно воспользоваться мастер-эквалайзером и настроить его именно под эту фонограмму.

Но есть и минус звучания фонограммы шумов через громкоговорители – это неправдоподобность и условность звучания. Живой звук выстрела никогда не заменит звук записанный. Однажды мне при работе над спектаклем пришлось решать эту проблему. Сначала было решено дать звук выстрела при помощи записанной фонограммы, расположив акустическую систему максимально близко к герою с пистолетом. Это было осуществимо, так как герой стоял возле двери, и громкоговоритель можно было не только спрятать за дверью от зрителей, но и поставить ее на один уровень с пистолетом, находящимся в руке актера – пистолет и колонка находились практически рядом друг с другом, сантиметров в двадцати. Но впоследствии пришлось отказаться от этой идеи и брать напрокат у пиротехников боевой пистолет с холостыми патронами. И дело не в том, что громкоговоритель, находящийся за дверью, передавал уже сам по себе недостоверный сигнал (по частотному спектру и по динамике). Просто человек почти всегда сможет отличить живой звук выстрела от записи.

Правильная организация звукового пространства может оживить постановку спектакля, сделать его более интересным и захватывающим. Более точно передать место, время и обстановку действия, делать акценты на важных, переломных моментах.

(Продолжение следует…)

#Назад в Статьи