Звукорежиссер в драматическом театре, часть 1
Автор: Юлия Кораблева
Роль звукорежиссера в драматическом театре
Профессия звукорежиссера в театре стала актуальной с появлением звуковой техники: микрофонов, магнитофонов, микшерных пультов, усилителей, громкоговорителей. Это позволило усовершенствовать и упростить методы звукового оформления спектакля. Раньше над шумовым оформлением в спектакле трудилась целая бригада «шумовиков», используя громоздкие аппараты для создания сценических шумов. Сейчас их все чаще заменяют богатые всевозможными шумами библиотеки. Раньше актеры в основном играли под живое музыкальное сопровождение оркестра, но с появлением звукотехнического оснащения актеры все чаще стали играть под музыкальную фонограмму, появилась возможность включать в спектакль записи речи, использовать микрофонную технику. Задача звукового оформления стала более творческой и интересной, с безграничными возможностями экспериментировать, хотя, конечно, все зависит от звукотехнического оснащения театра.
Главная задача звукорежиссера драматического театра – так называемое «звуковое оформление» спектакля. В это понятие входит музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление. Звукорежиссура спектакля является неотъемлемой частью общей постановочной режиссуры, и поэтому ею занимается непосредственно режиссер. Но звукорежиссура тесным образом связана со звукотехникой, в которой режиссер не обязан разбираться. Также режиссер может не знать технологических премудростей, которыми владеет профессиональный звукорежиссер. Поэтому союз режиссера-постановщика и звукорежиссера очень важен при обдумывании звукового оформления спектакля. В этот союз также входят композитор, который пишет музыку для спектакля, и художник-постановщик – все эти люди работают вместе над общей концепцией спектакля.
Задачи звукорежиссера включают в себя:
— организацию музыкального, шумового и звукотехнического оформления спектакля на основе творческого замысла режиссера-постановщика и композитора;
— запись шумов, речи и музыки;
— звуковое сопровождение спектакля с помощью звуковой техники.
Для того чтобы реализовать художественный замысел режиссера, звукорежиссер должен обладать не только техническими знаниями, но и определенной творческой подготовкой. Другими словами, театральный звукорежиссер должен объединять в себе как творческого работника, так и инженера, он должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре, в актерском искусстве, точно чувствовать взаимосвязь сценического действия и звукового сопровождения, а также быть музыкально образованным человеком, разбираться в особенностях того или иного музыкального стиля, хорошо ориентироваться в музыкальной литературе, знать и понимать особенности творчества разных композиторов и музыкальных групп. Кроме того, звукорежиссеру важно владеть всеми звукотехническими навыками, уметь разбираться в любой звуковой технике, которая используется в звуковом оформлении спектакля. Чем квалифицированнее звукорежиссер как техник, тем успешнее он может с помощью технических средств решать творческие задачи.
Сегодня в театре очень важны поиски новых выразительных средств и приемов, способных передать драматургический замысел спектакля и помочь захватить полностью внимание зрителя. В решении этих задач большую роль играет звукорежиссер, потому что музыка всегда имела огромное влияние на человека, на его настроение, на его психику. При помощи музыки можно передать любое психологическое состояние героя, любые оттенки его настроения. Также при помощи музыки можно предвосхищать или, наоборот, завершать любое событие, можно создавать целые законченные формы актов и сцен.
Процесс работы над спектаклем начинается со встречи режиссера-постановщика с актерами и со всеми службами театра, с изложения художественной идеи спектакля, его смысла и драматургии. Со звукорежиссером, помимо вопросов музыкальной драматургии спектакля, решается, где и какие шумы и звуки нужны, обсуждается специфика звукового дизайна спектакля. Затем работа идет внутри каждого цеха самостоятельно. Существуют также отдельные сводные технические репетиции, где отрабатывают все световые и музыкальные переходы без игры актеров на сцене. Такие репетиции нужны для точной проработки всех музыкальных и световых переходов. Очень часто музыкальный переход зависит от светового перехода и наоборот – перемена света следует за музыкальной репликой. Все это закрепляется во время технических репетиций. И только во время прогонов (когда спектакль играется целиком) режиссер снова встречается со всей командой и смотрит проделанную работу каждого цеха. Итогом всех репетиций является генеральная репетиция – рождение спектакля, показ на зрителя.
В звуковое оформление спектакля входит подбор музыки для спектакля, шумов и различных звуков, и так называемое звукотехническое оформление. Рассмотрим подробнее особенности каждой составляющей.
Музыкальное оформление спектакля
Музыка в драматическом спектакле неизбежно играет подчиненную роль, но при этом достаточно важную. Она должна быть созвучна с происходящим драматическим действием, создавать у зрителей определенные настроения, помогать в развитии сюжетных линий, подчеркивать эмоциональные акценты, при этом не отвлекая зрителя от действия. Музыка также влияет на игру актеров на сцене, их эмоциональное состояние, тем самым помогая сосредоточиться и более глубоко раскрыть образы.
Так как не все драматические театры имеют средства для постоянной работы с композитором, то очень часто музыкальное оформление спектакля осуществляется путем подбора музыки, написанной разными авторами в разные времена и в различных жанрах. С одной стороны, музыка, написанная композитором непосредственно для конкретного спектакля, хороша тем, что она сама по себе эксклюзивна и уже написана с учетом драматургии. С другой стороны, подбор готового музыкального материала имеет свои плюсы: большой выбор различных авторов и музыкальных стилей, возможность предварительных проб и анализа подобранного материала, также играет роль и популярность музыки среди публики. Зрителю всегда приятно услышать знакомую композицию любимой группы в спектакле. Подбор музыки к спектаклю очень часто является задачей звукорежиссера, так как бывает, что у режиссера нет конкретного музыкального материала, а есть лишь представления, какая музыка по смыслу должна звучать. Существует несколько типовых видов музыки, используемых с тот или иной момент спектакля:
— музыка для начала спектакля, выполняющая роль увертюры или вступления, вводящая зрителей в атмосферу действия;
— музыка для перехода между сценами;
— отдельные музыкальные номера и лейтмотивы;
— музыка для финала спектакля.
Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия. По способу использования такая музыка делится на две категории – сюжетная музыка и «музыка от режиссера», иногда ее называют «условной» музыкой. Сюжетная музыка чаще всего предусмотрена самим драматургом и часто обозначается в пьесе в виде ремарок. «Условная» же музыка обычно вводится в действие режиссером для создания более глубокого проникновения зрителя в атмосферу спектакля.
Но любая музыка для спектакля может выполнять различные функции. Например, иллюстративность, когда музыка подчеркивает то или иное настроение актера, имеет прямую связь с действием. Тем самым иллюстративная музыка при творческом ее решении может помочь зрителю полнее прочувствовать сценическое действие, дополнить и разнообразить впечатление от видимого на сцене. Или музыка может быть контрастирующей с действием, происходящим на сцене. Прием контраста между действием и музыкой является очень сильным психологическим приемом, позволяющим полнее раскрыть саму суть происходящего конфликта. Еще один музыкальный прием, часто применяемый в драматургии спектакля, – это использование лейтмотивов, небольших фраз, характеризующих либо героя, либо сюжетные перипетии. Лейтмотивы могут звучать на протяжении всего спектакля, изменяясь по ходу действия или оставаясь неизменными.
Музыкальное оформление к спектаклю – задача творческая, требующая от звукорежиссера не только знания текста пьесы, режиссерской концепции спектакля, но также глубокого понимания характеров всех персонажей и драматургии сюжета.
Шумовое оформление спектакля
Неотъемлемой частью звукового оформления практически любого спектакля являются шумы и «звуки». Шумы представляют собой сложные по тембру звуки, такие как шум дождя, ветра, самолета и тому подобные. А «звуки» имеют выраженную тональную определенность, например, звук колокольчиков, голоса птиц и так далее. Сейчас существуют огромные библиотеки с шумами и различными «звуками», которые в большом количестве применяются в кино. В театре тоже ими пользуются, но там также существует другой способ извлечения шумов и звуков – непосредственно актерами, помощниками режиссеров или шумовиками за кулисами или на сцене. Все шумы, используемые в спектаклях, по их функциональной принадлежности делятся на три группы: игровые, сценические и фоновые.
Игровыми называются те шумы, которые сопровождают действия актеров на сцене синхронно, когда источник шума явно обозначен. Например, шум падающего предмета из рук актера или звук стреляющего пистолета. В этих случаях важно, чтобы шум звучал непосредственно в зоне действия актера и синхронно с его движением.
Сценическими шумами называются шумы, возникновение которых не связано непосредственно с действиями актеров, однако они так или иначе реагируют на них. К таким шумам относятся, например, удар гонга, плач ребенка, различные звуки, означающие какое-либо происшествие, являющиеся логической причиной последующих действий актера.
Фоновые шумы – это те, что главным образом создают необходимую сценическую атмосферу или отмечают место действия, как, например, равномерный перестук колес движущегося поезда, шум моря, пение птиц. Этот вид шумов создает атмосферу, в которой происходит действие.
Все шумы могут воспроизводиться с фонограммы либо производиться шумовиками из-за кулис или на сцене. Роль шумов в спектакле способствует развитию сюжета: использованием шумов можно подчеркнуть место, время и действие, определенную атмосферу, более выразительно передать местность, где происходит действие. Также шумы могут влиять на драматургию спектакля, являясь символом судьбы героя, олицетворением злого рока и смерти в кульминации спектакля. В финале одного спектакля главный герой произносит финальный текст и уходит со сцены. Дальнейшее действие происходит в виде шумовой картины, как бы продолжая действие героя: звук ключей, которые актер достал из кармана, звук сигнализации машины, звук открывания дверей, завода мотора, звук разгоняющегося автомобиля, сигнала машины, едущей навстречу – и звук автокатастрофы…
Составляя шумовую партитуру для спектакля, звукорежиссер должен ясно представлять себе звуковые особенности изображаемых событий, учитывая сценическую атмосферу и обстановку, в которой будут воспроизводиться те или иные шумы. Если спектакль поставлен по литературному произведению, важно ознакомиться с первоисточником и обратить внимание на звуковые образы, описываемые автором. В любом случае шумы и звуки должны включаться в спектакль, неся определенный смысл и эмоциональную окраску, они должны быть оправданы. Поэтому подбор шумов является для звукорежиссера творческой задачей, требующей знания как общехудожественного замысла постановки спектакля, так и конкретных задач того или иного сценического эпизода.
Очень часто бывает, что шумы и шумовые картины из библиотек не всегда подходят для спектакля, тогда задачей звукорежиссера является запись шумов с натуры и составление шумовых картин путем наложения шумов, их монтажа и сведения. Это очень увлекательный процесс. Для того чтобы качественно записать шумы, например звук поезда в метро или щебетания птиц в лесу, используют профессиональную звуковую технику – конденсаторные микрофоны, профессиональные портативные цифровые многодорожечные или стереорекордеры, внешние модули-интерфейсы, а проще говоря, портативную звуковую студию, которую часто используют в кино для записи звука с площадки.
Также стоит сказать о звуковом дизайне шумовой картины. Ведь не все звуки, слышимые в реальной жизни, подходят к действию спектакля. Например, для создания смеха, слышимого во сне, обычный смех не подойдет. В этом случае шум может обрабатываться различными приборами реверберации для создания нужного эффекта. Также используется имитация шумов при записи, то есть не сам природный звук, а его имитация путем использования различных приспособлений или даже музыкальных инструментов. Так, например, топот копыт по мягкому грунту (проселочная дорога) можно имитировать при помощи хлопков по коленям. Способ имитации шумов широко использовался в те времена, когда шумовые библиотеки были большой редкостью, а запись природного звука была затруднительной.
Самой основной задачей звукорежиссера в театре, как уже говорилось, является звукотехническое оформление спектакля. В эту часть работы входит:
— распределение фонограммы, шумов и звуковых эффектов в театральном пространстве;
— использование ранее записанной речевой фонограммы в спектакле;
— применение микрофонной техники;
— создание различных звуковых эффектов по ходу театрального действия;
— звуковое сопровождение видеоматериала, включенного в часть действия;
— озвучивание музыкальных коллективов, которые участвуют в театральном действии.
В общем, театральный звукорежиссер должен также обладать навыками работы в области концертной звукорежиссуры для того, чтобы грамотно суметь озвучить музыкальные коллективы, участвующие в спектакле.
Нередко стилистика звукового оформления спектакля строится по законам кино, и театральному звукорежиссеру важно иметь представление и об этой области звукорежиссуры. Также часто в театре звукорежиссеру приходится записывать музыку для спектакля, соответственно, для этого необходимы навыки студийной работы над музыкальной фонограммой. И, как было сказано выше, театральный звукорежиссер должен очень хорошо разбираться в возможностях аппаратуры и оперативно решать поставленные задачи.
(Продолжение следует…)