Главная/ Статьи/ Запись эстрадного вокала. Часть 5
Запись эстрадного вокала. Часть 5

Запись эстрадного вокала. Часть 5

Автор: Софья Кругликова

Процесс выбора микрофона

Если ни артист, ни звукорежиссер не готовы заранее решить, какой микрофон наиболее точно сможет отразить характер исполнения, или они желают попробовать разное звучание, принято предлагать несколько микрофонов (не более трех) на выбор. В этом ряду могут оказаться дорогие конденсаторные, бюджетные динамические и любые другие модели, вызывающие интерес любой из заинтересованных сторон. Более трех микрофонов для сравнения обычно не используют не потому, что в студии микрофонов больше нет или не хватает фантазии, а для того, чтобы вокалист не почувствовал себя «подопытным кроликом» и не устал опробовать звуки различных трактов к моменту начала записи песни.

Все три микрофона обычно ставятся в ряд перед вокалистом на одной высоте, с одинаковым наклоном, на одинаковом расстоянии ото рта (исключением могут стать динамические микрофоны, которые требуют большего приближения). Тракт включения микрофонов максимально одинаковый: либо напрямую в интерфейс, где на входе есть типовые предусилители, либо через каналы пульта с одинаковыми настройками линеек (обязательно проверить отключение эквалайзеров, динамической обработки на каналах, инсерты и так далее).

Одна и та же фраза исполняется в каждый из микрофонов поочередно. Причем эта фраза должна быть не из песни, которую предстоит записывать, а из нейтрального музыкального материала. Это необходимо для того, чтобы сохранить для записи первый дубль, который обычно является самым эмоциональным, а не превращать запись песни в бесконечное повторение материала. В этой абстрактной фразе должны отображаться амплитудный и тесситурный диапазоны вокала, к записи которого идет подготовка. Часто, когда вокалист не понимает задачу, его просто просят пропеть один куплет русской народной песни «Ой, мороз-мороз» в тональности, близкой к будущему пению. В этом произведении достаточно большой диапазон и частотный, и динамический. Вокалисту следует объяснить, что для корректного сравнения обязательно как можно строже соблюдать одинаковые дикцию и манеру пения при переходе от микрофона к микрофону. Динамический диапазон должен быть показан полностью, а не вполсилы, так как многие микрофоны по-разному передают спектр при разном звуковом давлении, что связано с собственным размером мембраны и с работой внутреннего тракта усиления. Также это важно, чтобы сразу настроить чувствительность микрофона с тем, чтобы не получать перегрузок.

С технической стороны, следует соблюдать идентичность трактов. Все микрофоны различаются по чувствительности: ленточные и динамические – слабее, конденсаторные – более чувствительные. Можно было бы разогнать уровень слабых за счет добавления в тракт предусилителя, но каждый из них достаточно ярко окрашивает звучание. Поэтому дополнительных звеньев в цепь пока вносить не стоит. Проблему, связанную с различием чувствительности каждого из микрофонов, принято решать, выравнивая громкость на выходе рабочей станции. Если этого не сделать, а слушать их просто в ряд, сравнивая один с другим, разность в громкости внесет свои поправки в выбор. Чем громче звук, тем более привлекательным он кажется.

Микрофоны с настраиваемой диаграммой направленности следует настроить на одну направленность (кардиоиду), иначе сравнение тоже будет менее объективным. Исключением могут стать только ленточные микрофоны, которые по своей природе – «восьмерки», или не переключаемые микрофоны с круговой направленностью типа Neumann M50/150. Ветрозащиты со всех микрофонов следует убрать. Подавление чувствительности (аттенюатор) и обрезки по низу отключить.

Когда наступит время записи, ее необходимо будет выполнять подряд без остановок и перерывов. Для этого заранее должно быть заготовлено три дорожки с правильными входными и выходными каналами и точными названиями микрофонов: какой из них на какой записывается. Пользоваться плейлистами неудобно по причине разных входов в интерфейс.

Когда в каждый из микрофонов будет записана первая, вторая и третья фразы, начнется процесс выбора, в котором обычно задействованы и продюсер, и звукорежиссер, и вокалист. Отметим, что звукорежиссер уже должен был прослушать фонограмму, для которой записывается вокал и приблизительно предположить, какой из микрофонов будет приоритетным и соответствовать тембру. В процессе записи он оставался внимательным и к концу записи третьей фразы уже сформировал собственное мнение. Вокалист приглашается в аппаратную для выбора микрофона при прослушивании на студийных мониторах, потому что даже самые лучшие наушники не обеспечивают адекватной оценки.

Когда все участники в сборе, включаются для прослушивания записи, выполненные через три микрофона по очереди. Модель обычно не называется, а каждому даются условные номера 1-2-3. Ставится задача определить, «какой» и «почему» нравится или нет. Желательно отмечать, почему данный микрофон подходит или не годится именно для того произведения, которое предстоит записывать.

Наиболее объективен звукорежиссер, так как он привык слушать и оценивать особенности тембров различных инструментов и вокалистов, а также способен сравнить и оценить тракт звучания, не отвлекаясь при этом на эмоциональную сторону дублей. Немаловажно и знание вокальной цепочки при сведении: что она способна будет исправить и украсить, а что будет трудно исправить.

Вторым по адекватности оценки будет продюсер, или человек, выполняющий его роль, потому что он будет хотя бы стремиться быть объективным.

Самым эмоциональным и зависящим от качества исполнения будет мнение самого вокалиста (не без исключений, конечно). Мнение в стиле: «Я в этот микрофон чище пою» или «В этот микрофон получается интимней петь» – не принимается в расчет. Зато оценки типа «этот звучит светлее и чище» или «этот какой-то темноватый для этой песни» вполне адекватны и понятны.

Если звукорежиссер видит, что ни вокалист, ни продюсер ничего не понимают в выборе тракта, а его собственное мнение достаточно обосновано и максимально объективно, можно попробовать объяснить задачи, которые ставятся при выборе микрофона, перейдя на доступный присутствующим язык.

Если никто не хочет или не может взять на себя ответственность, для поддержания позитивного настроя в студии можно просто сделать выбор самому, сказав, что тот самый микрофон «номер 3», который всем понравился больше других и был, к примеру, Neumann U47, который выбрал звукорежиссер, хотя он, возможно, и шел под другим номером.

Расположение микрофона

Положение микрофона относительно рта исполнителя тоже бывает разным. Многие звукорежиссеры ставят его непосредственно на оси излучения сигнала. Другие предпочитают ставить выше, чтобы исполнитель пел вперед и вверх, что является более правильной вокальной позицией, чем просто прямо вперед или вниз.
Положение прямо напротив рта исполнителя в основном используется для певцов с сильной подачей, когда микрофон находится на расстоянии более 15 см ото рта. Большинство грамотных вокалистов умеют регулировать расстояние до микрофона, в зависимости от силы подачи определенных фраз, слов или даже букв. От микрофона можно как отклоняться назад, так и как бы обращать подачу в сторону. Редко можно встретить видеозаписи вокала в студии, показывающие, как исполнитель действительно работает, а не изображает работу, напрягая мимику и затыкая одно ухо. Но есть множество примеров умения работать на расстоянии от микрофона при живом исполнении таких вокалистов, как U2 — Ordinary Love (Live on the Tonight Show Starring Jimmy Fallon) или Брайан Адамс (Bryan Adams) — Heaven (Live at Wembley 1996).

В ближней зоне (5-10 см) прямое положение также приемлемо, но в основном – с вокалистами, умеющими крайне аккуратно и мягко произносить согласные буквы, либо с применением хорошей ветрозащиты.
Однако, при работе с русскоязычными исполнителями, одной из проблем является наличие в словах большого количества шипящих и взрывных согласных, которым свойственно задувать микрофон, включая не только общеизвестные взрывные «Б» и «П», но и «Т», «С», «Ч», «Ц» и другие, в зависимости от специфики произношения. В русском языке большинство согласных звуков в принципе произносятся более твердо и четко, чем в английском, где они звучат мягко, и их, произносимых, в процентном соотношении меньше, чем гласных. Поэтому микрофон для русскоязычных композиций часто смещают от горизонтального положения, уводя от прямых задуваний мембраны.

При этом микрофон устанавливают не вертикально (мембрана над блоком усиления) а наоборот – перевернутым «вверх тормашками». В таком случае не подходят разболтанные крепления, так как сами капсюли имеют достаточный вес, к чему следует добавить риск случайного задевания стойки в процессе исполнения или свободных перемещений между дублями по студии. Сначала следует проверить, насколько крепление пригодно для обеспечения устойчивости подобного положения, подстраховывая сам микрофон свободной рукой. На это рассчитано оригинальное рабочее крепление «паук», которое не должно вызывать никаких опасений. На вопрос, зачем так рисковать, если можно установить «обычным образом», отвечают легендой, которая на мой взгляд звучит достаточно правдоподобно. Во времена, когда микрофоны были только ламповые, и усилители сильно грелись, тепло, естественным образом поднималось вверх к мембране, которая чувствительна к изменениям температуры. При переворачивании микрофона мембрана оказывается внизу и не получает много тепла от усилителя, находящегося в таком положении выше нее.

Расположение направленной на рот оси чувствительности выше рта может добавлять в тембр больше глубины, объемности, а по спектральному параметру – нижней середины, так как микрофон лучше воспринимает грудной резонанс. Если у вокалиста по природе эта форманта плохо сформирована, положением микрофона ее можно выделить и подчеркнуть.

На близком расстоянии ото рта (5–10 см), которое подходит для мягкой или слабой вокальной подачи, субтону, шепоту, интимному пению, мембрана полностью акустически экранируется головой и торсом исполнителя от резонансов помещения. Но при более далеких постановках (10-30 см) возможно усиление восприимчивости к отражениям от пола и стен за спиной вокалиста. И здесь не важно, заглушено или не полностью заглушено само помещение: пол чаще всего все равно является отражающей поверхностью, так как самое распространенное покрытие пола в студиях – паркет. При мощной подаче певца, звук распространяется по всему пространству и, чем мощнее вокалист, тем более заметен резонанс пространства. Большой ковер, закрывающий пространство, и пара звукопоглощающих щитов за спиной, выставленных углом – частичная мера в «звучащих» акустических помещениях.

Некоторым певцам свойственно излишне заглублять вокальную позицию, от чего тембр становится более тусклым, глухим, дикция – менее разборчивой. В таких случаях принято применять постановку снизу вверх, то есть микрофон, направленный на рот, расположен чуть ниже него. Это таким же естественным образом избавляет от прямых задуваний в мембрану и вносит в звучание больше носовых призвуков. Гнусавость в эстрадном вокале совсем не является недостатком. «Носовитость» звучания добавляет агрессивности и напористости в характер вокальной партии. Многие вокалисты нарочито используют подобный тембр для более манерного пения. Микрофон, смотрящий снизу вверх, практически направлен в нос вокалиста и воспринимает наибольшее количество лицевых и носовых резонансов. При этом к груди он повернут наименее чувствительной частью диаграммы направленности, что избавляет от излишнего грудного гула, свойственного заглубленному пению. Кроме того, текст становится более разборчивым.

Такой же прием может оказаться полезным при исполнении песен с широким диапазоном, когда имеются части в низких регистрах. Например, первый куплет песни исполняется на октаву ниже всего остального материала и несколько неудобен вокалисту. Можно предложить немного опустить подбородок к груди, что облегчит певцу исполнение частей в низком регистре. При нижней постановке микрофона разборчивость текста не уменьшится, а наоборот, станет более четкой, так как при наклоне головы вниз вокалист как бы более направленно будет произносить текст в микрофон. В то же время, когда подача увеличится в более высоких по тесситуре частях, он сможет смело поднимать голову в привычно прямое положение. Это будет способствовать, в том числе, динамической стабильности.

Любые отклонения от оси чувствительности как по горизонтали, так и по вертикали влекут за собой изменения тембра. Это относится как к самым дорогим, так и к более бюджетным моделям микрофонов. В звучании это проявляется как меньшее восприятие высоких частот и относительное изменение силы эффекта ближней зоны. Поэтому следует обязательно следить за тем, чтобы исполнителю было удобно соблюдать положение на оси. Тенденция к смещению с оси может возникать по причине эмоциональности, желания двигаться в такт песне или при исполнении с закрытыми глазами. Все эти факторы непреодолимы, поэтому приходится просто смиряться с ними, однако, стараться периодически намекать исполнителю, где он находится относительно основной зоны чувствительности микрофона.

Еще один правомерный вопрос, используются ли при записи основного вокала микрофоны с узкой мембраной? У них множество преимуществ. Они имеют меньшую степень изменения тембра в зависимости от оси направленности по отношению к источнику. Они более стабильны в передаче спектра, так как меньше подвержены эффекту ближней зоны. Эти микрофоны могут быть более отзывчивыми к высоким частотам из-за меньшей массы мембраны. Звук их кажется более воздушным. Несмотря на это, их применение на основном вокале практически не встречается.

Пюпитр

Бывают случаи, когда кажется, что пюпитр не требуется, например, вокалист полностью отказывается от освещения в студии и, соответственно, от наличия текста перед ним. Но даже в темноте стоит поставить пюпитр с текстом на случай, если исполнитель просто передумает или у него случится приступ амнезии и текст начнет вылетать из памяти целыми строчками.

Бывает, что предлагают использовать лист бумаги приклеенный скотчем к стойке, стоящей буквой «Г». Это удобно, потому что отлично регулируется по высоте и занимает минимум места в пространстве. Но в случае, если потребуется делать в тексте какие-бы то ни было пометки, это будет трудно без опоры на какую-нибудь плоскость.

Можно держать текст в руках, но это окажется утомительным уже через десять-пятнадцать минут, даже если текст будет на специальном дикторском планшете. Для внесения пометок это удобно, но перекладывание из руки в руку и другие шумы, которые неизбежны от усталости статического положения, могут остаться на записи в виде помех.

В студиях обычно есть пюпитр, на который положено класть карандаш. Можно добавить пару цветных хайлайнеров для большего разнообразия в пометках. Также на текст должен попадать свет.

Одной из проблем пюпитров является собственный резонанс. Обычно не рекомендуется использовать конструкции, которые имеют сплошные металлические поверхности – они могут резонировать на средних частотах при сильной вокальной подаче. Проверить это свойство можно, просто стукнув по пюпитру. Если есть отзыв на определенной частоте, она и будет резонировать. Если другого варианта нет, следует поместить на пюпитр мягкую подкладку под текст или просто накинуть мягкую ткань, чтобы максимально демпфировать резонансы.

Можно использовать деревянные пюпитры, но здесь возникает другая проблема: находящиеся на них листы текста сливаются в единую отражающую поверхность и дают первое отражение, которое может попадать в микрофон с задержкой относительно прямого сигнала, что соответственно, способно испортить тембр из-за несовпадения фаз. Особенно это заметно, когда микрофон ставится напротив рта, а пюпитр – левее или правее него. В этом случае избежать неприятного эффекта можно, если поместить пюпитр за ось чувствительности, чтобы отражение направлялось в тыльную сторону микрофона и, соответственно, в наименьшей степени влияло на сигнал.

Третья часто встречающаяся проблема – неосознанный поворот головы вправо или влево, в зависимости от того, где окажется текст. От этого теряется тембральная стабильность. Рот является узконаправленным источником звука, и тембр станет неполноценным из-за отклонения от оси максимальной чувствительности при повороте головы в сторону стоящего сбоку пюпитра.

Постановки микрофона выше и ниже рта позволяют, соответственно, располагать пюпитр ниже или выше самого микрофона. Если текст находится непосредственно перед певцом, то нет необходимости отворачиваться. Но и в этом случае пюпитр не должен оказаться ближе самого микрофона, чтобы избежать попадающих в зону чувствительности микрофона отражений.

Несложные подсчеты показывают, что текст окажется приблизительно на расстоянии 25-30 см при постановке микрофона на расстоянии 10-15 см. Обычно на этом расстоянии текст хорошо читается. Но если исполнитель близорук или микрофон из-за сильной подачи ставится дальше, соответственно и пюпитр уходит на большую дистанцию от глаз. В этом случае можно просто отпечатать текст более крупным шрифтом.

Еще одно замечание, связанное с подготовкой текста для исполнителя: его необходимо отформатировать так, чтобы переворот страницы не попадал на пение, то есть был на инструментальном проигрыше или в паузе.

Бывают пюпитры, у которых есть специальный держатель для стакана. Это удобно, но если такого приспособления нет, то должен быть некий столик или другая горизонтальная поверхность, куда можно будет, не отходя от рабочего места и не снимая наушников, поставить чашку чая или стакан воды.

Прогресс не стоит на месте и уже появились электронные пюпитры, поверхность которых является устройством типа планшета, в который загружается файл, и он транслируется на экране. Подобное устройство хорошо тем, что не требует дополнительной подсветки, так как само излучает свет, не шуршит при перевороте страниц, так как они виртуальные и может менять масштаб текста в зависимости от пожеланий вокалиста. Но с ним нужно быть еще более аккуратным по причине гладкой отражающей поверхности.

Ветрозащита

Ни для кого не секрет, что русский язык не является самым певучим. Плюс проблема обязательной разборчивости текста, которая влияет на успешность композиции у потенциального слушателя. В английском языке таких проблем нет. Поэтому к взрывным согласным они относятся как к художественному средству выразительности. Например, неожиданное грубое исполнение «Б» и «П» можно наблюдать в композиции группы Oazis «Wonderwall», где большинство из них нарочито «заплюнуто» в микрофон, подчеркивая характер песни и манерность исполнения. Но это – исключение, и в большинстве случаев следует стремиться избегать задуваний.

Этого можно достигнуть несколькими способами.

Во-первых, можно сместить микрофон либо выше, либо ниже направленности самого дуновения. Решение об установке выше или ниже принимается с учетом двух факторов: прикуса исполнителя и особенности тембра. При правильном прикусе воздух от взрывных и шипящих согласных направляется прямо. Но если прикус неправильный, то выдувание будет направлено либо чуть вверх, либо немного вниз. Ярким примером известного вокалиста с неправильным прикусом можно назвать Фредди Меркури (Freddy Mercury), солиста группы Queen. У него верхний ряд зубов явно выдавался вперед над нижним. Ставить микрофон в таком случае снизу – плохая идея. К тому же, у него в тембре присутствовала ярко-выраженная гнусавость, а микрофон, смещенный чуть ниже, но направленный на рот, как уже говорилось ранее, дает больше «носового» призвука, чем микрофон, помещенный выше и дающий больше «грудного» резонанса. Вывод: для Фредди Меркури идеальной была бы постановка микрофона чуть выше уровня рта, направленная на рот.

Во-вторых, существуют различные поп-фильтры, которые ограничивают количество попадания выдуваемого изо рта воздуха на мембрану микрофона, не изменяя величину полезного сигнала. Они могут быть однослойными, двухслойными, сетчатыми, поролоновыми, но всегда достаточно тонкими и акустически прозрачными. Каждый их них в большей или меньшей степени будет смягчать согласные.

В-третьих, еще одна важная функция, которую они выполняют – это защита нежной мембраны дорогого микрофона от попадания на нее частичек слюны изо рта исполнителя. Некоторые вокалисты привыкли в концертной практике буквально прилипать губами к микрофону. Однако, в отличие от ручных концертных микрофонов, в конструкции которых предусмотрена защитная металлическая сетка сверху и поролоновая прослойка внутри, у широкомембранных студийных имеется только внешняя металлическая защитная сетка. Поп-фильтр в этом случае исполняет роль внутренней поролоновой прослойки, но находится снаружи. Чистить мембрану – дело сложное, ответственное и дорогостоящее, и эту процедуру стараются проводить как можно реже. Поэтому если микрофон дорогой или вообще единственный качественный в студии, стоит о нем заботиться и беречь от загрязнений, при этом всегда использовать ветрозащиту.

Располагать поп-фильтр можно близко к микрофону, закрепляя его прямо на стойке и регулируя за счет изгиба крепления «гусиная шея». При этом микрофон лучше всего защищен от физического воздействия, дуновений и слюны, независимо от движений вокалиста.

Другой вариант связан с распространенной тенденцией с каждым дублем приближаться к микрофону. Разница в тембре у широко-мембранного микрофона на коротких расстояниях (менее 10 см) особенно заметна. И если один дубль вокалист начнет петь на расстоянии 15 см, следующий на 10 см, а третий уже окажется на 5 см от микрофона, монтировать эти дубли с абсолютно разным тембром практически невозможно. Решение заключается в применении ветрозащиты в виде барьера, в который будет упираться вокалист, без чрезмерного приближения к микрофону в ходе всей сессии записи. Поп-фильтр для этого крепится на отдельной стойке и устанавливается на расстоянии до микрофона, которое вокалисту следует соблюдать для стабильности записываемого тембра.

Поп-фильтр можно сделать самостоятельно, если для работы не хватает фирменных. Забавно наблюдать, как звезды первой величины американской поп-музыки, включая авторов композиции Майкла Джексона и Лайонела Ричи (Lionel Richie), в официальном видео 1985 года «We are the World», поют в микрофоны, прикрытые проволочными кольцами с натянутыми на них капроновыми чулками. Приводя этот пример, можно смело предлагать исполнителю подобную конструкцию, если нет более достойной.

Прежде чем поместить вокалиста лицом к ветрозащите, необходимо проверить ее внешний вид и запах. На ней не должно быть никаких крошек, следов помады, паутины и т.п. Ветрозащита должна выглядеть безупречно. Если присутствуют даже ничтожные следы загрязнения, или ветрозащита пахнет табаком, духами или еще чем-то, необходимо промыть ее под струей воды, желательно с мылом, чтобы избавиться от любых артефактов.

Имеется еще один прием избавления от прямого задувания мембран, когда по каким-то причинам нежелательно или невозможно установить поп-фильтр. Например, при желании записать вокал в сверхближнем плане, то есть на расстоянии 1-5 см от микрофона. В этом случае прекрасный помощник – обычный карандаш. Его прикрепляют к дополнительной стойке скотчем и устанавливают достаточно близко, пересекая центр мембраны микрофона так., что он образует как бы «воздушный волнорез», рассекая поток воздуха на две части и отводя прямое дуновение от мембраны в стороны, предохраняя мембрану от задувания. Ранее упоминалось, что подобное приспособление конструктивно присутствует в микрофоне Sennheiser MD421 в виде пересекающего ребра жесткости корпуса, расположенного поперек мембраны.

Но еще лучше попросить вокалиста заранее потренировать пение без задуваний, контролируя себя ладонью, расположенной на том же расстоянии, что и предполагаемый микрофон. Отличное упражнение приписывают Алле Борисовне Пугачевой – якобы, когда она учила петь свою дочь Кристину Орбакайте, то заставляла ее тренироваться перед зажженной свечой. Если свеча от задуваний гасла, значит согласный звук произнесен неверно. Свечу было необходимо зажигать заново и тренироваться, пока не получится сохранить ее горящей до окончания песни. Дикция становится значительно менее агрессивной и неразборчивой. Но кто же будет при интимном характере пения стараться четко произносить слова? Манерность и даже некоторая дикционная вялость больше подходят в такой ситуации. Отличным примером подобного пения можно назвать манеру исполнения Билли Эйлиш.

#Назад в Статьи