Главная|| Статьи|| Запись эстрадного вокала. Часть 4
Запись эстрадного вокала. Часть 4

Запись эстрадного вокала. Часть 4

Категории

Автор: Софья Кругликова

Микрофоны

Микрофон безусловно относится к тракту, но решение выделить описание этого элемента в отдельный раздел неслучайно. Выбор микрофона для записи вокала – дело непростое. Существует огромное количество их разновидностей.

Во-первых, по конструкции: конденсаторные и динамические. Во-вторых, по диаграмме направленности: кардиоидные, круговые, двусторонне-направленные. В-третьих, по размеру мембраны: широкая или узкая. В-четвертых, по схемотехнике усиления: ламповые, транзисторные. А еще – по диапазону воспринимаемых частот, импедансу, чувствительности и так далее. Вне технических понятий их принято описывать: «теплый – холодный», «плотный – воздушный», «открытый – глубокий», «окрашивающий – нейтральный».

В студийной практике записи вокала используют микрофоны с максимальным диапазоном от 20 Гц до 20 кГц, с импедансом 50 Ом и менее, при этом чувствительность микрофона должна быть достаточно высокой, а неравномерность частотной характеристики обычно описывается графиком и не должна превышать 6 дБ спада или подъема. Направленность обычно кардиоидная за исключением ленточных микрофонов, которые по природе двусторонне-направленные.

На рынке имеется бесконечное количество брендов, выпускающих «вокальные студийные микрофоны» как с почти вековой историей, так и достаточно новые, но уверенно занимающие свою нишу в профессиональном оборудовании. Самыми популярными вокальными микрофонами в результате стали модели с хорошим подъемом «презенса» и с небольшим пиком в пограничной зоне между верхней серединой и верхом.

Есть среди них исторически проверенные экземпляры, которые то снимают с производства, то снова начинают их выпускать, но их оригиналы бережно сохраняются и перепродаются из рук в руки десятилетиями – от студии к студии, от продюсера к продюсеру. К таким относятся Neumann U47 Tube, U67 Tube, AKG C12, Telefunken ELA M251, RCA 44 BX и 77D. Наличие в студии подобных микрофонов указывает на ее высокий статус. Но редко можно встретить их все в наличии и в рабочем состоянии в одном месте. Пожалуй, только крупнейшие студийные комплексы, такие, как Capitol Records в Лос-Анжелесе или Abbey Road в Лондоне способны предоставить весь комплект для сравнительного анализа.

Кроме вышеперечисленных моделей, в мире существует множество клонов и реплик. Например, микрофон Neumann U47 FET, который прекратили выпускать еще в 70-х годах, снова запущен в производство с середины 2010-х годов, и его можно приобрести новым. Выпуск моделей Telefunken U47 Tube, Neumann U47 Tube и U67 Tube не возобновляли с 60-х годов. Поэтому цена работающего экземпляра растет с каждым годом и уже достигла 10 тысяч долларов и выше. А вот реплики подобных раритетов выпускают многие: Replica Microphones Classic U47, Flea 47, Beesneez Microphones Tribute 1, Tube Condenser U47 Style Microphone – и другие фирмы по всему миру. Цена на них разнится от 1000 до 5000 долларов США. Насколько реплики соответствуют звучанию оригиналов, пожалуй, можно понять по ценовой категории каждого из них. Если бы клоны смогли превзойти по качеству свои прототипы, наверняка старые микрофоны обесценивались бы с каждым годом и постепенно списывались на свалку за ненужностью.

Широкомембранные микрофоны никогда не разрабатывались как максимально линейные и всегда предназначались для задач получения звука объемнее и богаче, чем на самом деле. Они полностью захватили рынок студийных вокальных микрофонов по многим причинам. Наличие выраженного эффекта ближней зоны стало восприниматься слушателем как дополнительное художественно-выразительное средство, изображающее максимально интимное пение, личное обращение к каждому. В поп-музыке вокальный трек редко обходится без компрессии и частотной коррекции, которые вносят некоторое количество шумов. Широкомембранные микрофоны обладают наименьшим количеством собственных шумов, что позволяет более свободно работать с любыми последующими приборами в цепи.

Технические характеристики практически любого микрофона можно посмотреть на сайте microphone-data.com

Эти описания не дают реального представления о микрофоне и о том, как он будет работать с конкретным вокалистом. Выбор микрофона для записи должен определяться художественными задачами, тембром исполнителя и музыкальным материалом, в который он будет записываться. При этом неважно, что конкретной модели нет в микрофонном парке конкретной студии, так как практически любой из них можно взять в аренду, или, для записи вокала, переместиться в другую студию, где он есть.

Если песня с плотной аранжировкой и подгруженными гитарами, барабаны звучат с характерной компрессированной комнатой, а сам вокалист достаточно мощный и способен петь с хорошей стабильной подачей, можно попробовать как конденсаторный, так и динамический микрофон. Ленточный микрофон считается менее стойким к высоким звуковым давлениям.

Если речь идет о более мягком музыкальном материале или требуется более «попсовое» звучание – открытый яркий верх, хорошая передача субтоновости тембра – можно обратиться к конденсаторным микрофонам.

Если песня несет в себе ретро-стилистику, стоит искать микрофоны, которые сделают тембр вокалиста соответствующим прошлому времени, то есть модели, существовавшие в 40-60х годах прошлого столетия, например, ленточные.

Еще одно основание выбора определенного микрофона – «Давай как у…» Например, если вокалист по манере напоминает солиста группы U-2 Боно (Bono), и хочет звучать максимально похоже на него, следует поискать статьи с интервью звукорежиссеров, где будет написано, что Bono использовал микрофон Shure SM58 с предусилителем Neve 1073 и немного компрессии при помощи компрессора LA2A или Summit. Вот так и формируют тракт для записи «Боно-подобного» вокалиста.

Певец Стинг (Sting) в концертной практике использует микрофон DPA 4011 с ветрозащитой, что достаточно редко встречается в эстрадной музыке, так как это – узкомембранный конденсаторный микрофон, широко используемый в записи оркестровой музыки. В студийной же практике Стинг использовал, в том числе, микрофон Sony C800G, включенный через предусилитель Neve 1081 с небольшой степенью компрессии компрессором Urei 1176. При этом, если певец чем-то напоминает тембр Стинга, выбор тракта может оказаться очевидным.

В записях песен Аврил Лавин (Avril Lavigne) «Complicated» и «I’m with You» использовали микрофон Neumann U87 с предусилителем Neve 1272 и динамическим процессором EL8 Distressor с оцифровкой через Apogee AD8000.

Джон Бон Джови (Jon Bon Jovi) при записи песни «Make a Memory» использовал микрофон Neumann M49 с предусилителем RTF Lorenz, который был соединен непосредственно с дистрессором Empirical Labs Distressor EL8.

В приведенное ниже таблице можно найти примеры микрофонов, какими пользовались некоторые исполнители, как указано в интервью звукорежиссеров или продюсеров в официальных источниках. Информация заимствована из интернета и не претендует на абсолютную достоверность. Но она может послужить поводом для слухового анализа и изучения звучания различных вокалистов с одними и теми же микрофонами или просто заинтересовать звучанием неизвестных моделей, используемых в студийной записи западных звезд. Таблицу можно дополнять самостоятельно, находя новые факты об использовании тех или иных моделей в конкретной записи.

Отдельно можно отметить, что некоторые лучшие мировые студии могут похвастаться наличием в микрофонном парке легендарных микрофонов, вошедших в историю, потому что именно в них пели великие исполнители и их звучание стало классическим. Например, студия Capitol Records до сих пор предоставляет в пользование в идеальном рабочем состоянии микрофоны NEUMANN U47 и RCA 77DX, в которые в 50-х годах прошлого века пели Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) и Нэт Кинг Коул (Nat King Cole).

Бывают случаи, когда сам вокалист определенно заявляет, в какой из предлагаемых микрофонов ему приятней петь. В этом случае стоит справиться с собственными амбициями и духом экспериментирования, помня: «привычка – вторая натура». Комфорт и удобство исполнителя – превыше всего. Особенно, если его выбор падает на микрофон, которым пользовалась одна из мировых знаменитостей, и он имеется в наличии. Ниже приведен ряд моделей, которые могут быть мечтой исполнителя в приличной студии. Знать некоторые особенности звучания и применения самых известных моделей полезно, поэтому далее следует описание лучших из них и некоторых других.

Neumann/Telefunken U47 Tube. Об этом микрофоне (по сути, это одно и то же) говорить особо нечего – это прадед всех широкомембранных микрофонов кардиоидной направленности, разработанный во время Второй Мировой Войны на основе ламп, которые появились в военной промышленности еще в 1929 году. Конденсаторный микрофон с ламповым усилителем – это эталон вокальных микрофонов, дающий теплоту и насыщенность практически любому вокалу независимо от силы подачи. Толщину – тонким голосам, глубину – поверхностным, объем – плоским. Если он имеется в микрофонном парке, а у вокалиста есть какой-нибудь изъян – можно смело брать U47, и он наполнит все недостающее собственной краской. Выпускался с 1946 г. по 1963 г. Выполнен на лампах фирмы Telefunken, которая за это получала капсюли от Neumann и право выпускать их под своим брендом. Выпуск аутентичных U47 был прекращен по причине окончания производства данного типа ламп фирмой Telefunken.

Neumann U48. Микрофон, крайне редко встречающийся в студиях. Собственно, это точная копия Neumann U47, только с переключателем направленности с кардиоиды на восьмерку.

Telefunken ELA M 250/251 E Vintage и ELA M 251 E modern. Два микрофона от Telefunken разного поколения – первый из 60-х годов прошлого века, второй – современное его воплощение. Широкомембранный ламповый микрофон – один их лучших микрофонов всех времен. Через него записано бесконечное количество лучших эстрадных хитов. Глубокий, прозрачный, сочный, мощный звук. Направленность, переключаемая на три положения (кардиоида, круг и восьмерка), максимальное звуковое давление 138 дБ SPL. Различие звучания винтажных экземпляров и свежих моделей достаточно велико по причине использования разного типа ламп. Оригинальный микрофон имеет значительно меньше верха, звучит темнее и глубже. Современная версия более разборчивая, яркая и прозрачная. Учитывая особенности русского языка с его бесконечным количеством шипящих согласных, выбор будет скорее за свежей версией Telefunken ELA M 251 E.

AKG C12 и C12 VR. Модель C12VR основана на классической модели С12 и имеет идентичные характеристики. Прекрасно звучит на любых женских или женоподобных голосах, так как имеет чуть меньше дополнительной толщины в районе нижней середины, чем Neumann. Прозрачность и нарочитость передачи верхней области спектра отвечает повышенным запросам современных исполнителей в отношении степени придыхания и блеска в звучании вокала. C12VR ощущается на голосах линейно, хотя спектрограмма говорит об обратном: подъем в районе 5 кГц значителен.

Sony C800G. Этот микрофон можно отнести к более молодому поколению, особенно по сравнению с U47. Но, если обратить внимание на ценовую категорию, станет понятно, почему он попал в данный список. На такую цену нового микрофона может претендовать только экземпляр самого высокого качества. Во-первых, это современный ламповый микрофон со специальной системой охлаждения для сохранения оптимальной рабочей температуры ламп, что обеспечивает повышенную стабильность передачи тембра, независимо от времени работы. Во-вторых, имея достаточно высокую чувствительность, он почти не вносит собственных шумов, что позволяет записывать самые тонкие нюансы как вокала, так и других акустических инструментов. Прекрасно звучит как на слабых голосах, так и на достаточно напористых. Имеет две диаграммы направленности: кардиоидную и круговую, что позволяет выбирать степень воздействия эффекта ближней зоны и объем попадающего в запись акустического пространства помещения.

Модель микрофонаПрименение
AEA R84How to Dress Well – «Just Once EP»
AKG C12Avril Lavigne – «Imagine» Селин Дион (Celine Dion), Джеймс Блант (James Blunt), Джош Гробан (Josh Groban) Jamiroquai – «Supersonic» Ален Морисет (Alanis Morissette) Майкл Джексон – «We Are the World»
AKG C414Стинг (Sting) – «Every Breathe You Take»; Портисхед (Portishead) – «Dummy»; Queen; Coldplay; Синед О’Коннор (Sinead O’Connor) – «Nothing Compares to You»
AUDIO TECHNICA 4033 AUDIO TECHNICA AT2020Суфьян Стивенс (Sufjan Stevens) – «Illinoise» Avantone Билли Элиш (Billie Eilish) “Ocean Eyes”
CV12Тейлор Свифт (Taylor Swift)
BEYER M88Фил Коллинс (Phil Collins) Blue Bottle Джастин Бибер (Justin Bieber) (X-mas album); Maroon 5
COLES 4038Bat for Lashes – «Siren Song»; Sixpence None the Richer — «Kiss Me»
ELECTRO VOICE RE20Стиви Уандер (Stevie Wonder) – «Superstition»; Пол Маккартни (Paul McCartney) – «Uncle Albert/Admiral Halsey»; Nirvana – «In Utero»; Radiohead – «From the Basement»
LOMO 19A9Nirvana – «In Utero»
MICROTECH Gefell UM92Beach House – «Devotion» (album)
NEUMANN M49Билли Холидей (Billie Holiday); Джилиан Уелш (Gillian Welch) – «Harrow and he Harvest»; Time the Revelator; Рей Ламонтань (Ray Lamontagne) – «Prairie Dogs»; Нора Джонс (Norah Jones) – «Don’t Know Why»
NEUMANN M147 Gotye – «Somebody that I Used to Know»
NEUMANN U47Майкл Джексон – «Black or White»; Бейонсе (Beyonce) – «If I Were a Boy»; The Beatles; Фрэнк Синатра; Джон Майер (John Mayer); Джеймс Блант; Radiohead – «Ok, Computer»; Fats Domino; Дин Мартин (Dean Martin); Пегги Ли (Peggy Lee); Литл Ричард (Little Richard); Кили Смит (Keely Smith); Нэт Кинг Коул
NEUMANN U48Синди Лопер (Cindy Lauper) – «Girls Just Want to Have Fun»
NEUMANN U67Feist – «1234»; Fleets Foxes – «Helplessness Blues»; Джон Ленон (John Lennon) – «Double Fantasy»; The Beatles – «Hey Jude»; Rolling Stones – «Sympathy for the Devil»; Nirvana – «Nevermind»
NEUMANN U87Боб Марли (Bob Marley) – «Catch a fire»/«Burnin»; Джон Леннон – «Imagine»; Rolling Stones – «Exile on Main street»; Карли Рэй Дежпсен (Carly Rae Jepsen) – «Call me maybe»; Джефф Бакли (Jeff Buckley) – «Grace»; Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake) – «Cry me a river»; Бруно Марс (Bruno Mars) – «DW&H»; Аврил Лавин – «Complicated», «I’m with You», «Sk8ter Boi»; Марвин Гэй (Marvin Gaye) – «What’s going on»; Лили Аллен (Lily Allen) – «The Fear»; Ibrahim Ferrer & Buena Vista Social club; Duran – «Rio»;   Deftones – «Diamond Eyes» Джон Бон Джови
NEUMANN TLM 103Vampire weekend (first album);
Imogen Heap;
Duran – «Astronaut» Билли Элиш
RCA 77DXWhite Stripes – «Icky Thump» (album);
RODE ClassicАдель (Adele) – «Rolling in the Deep»;
Radiohead – «OK computer» (вместе с U47)
RODE NT1AЭми Уайнхаус (Amy Winehouse) – «Valerie»;
Friendly Fires – «Friendly Fires»
RODE NTKPortishead – «Third»;
Nickelback – «Someday» (song)
SE ELECTRONICS SE2000aЭми Уайнхаус
SE Electronics Z3300a –Эд Ширан (Ed Sheeran)
SHURE Beta 58U2 – «No Lines on the Horizon»;
Nine Inch Nails – «The Downward Spiral»;
Бьорк (Bjork) (почти все ее альбомы),
Smashing Pumpkins – «Mellon Collie»;
Studio Projects B1 – «Uffie», «Brand New Car»
SHURE SM57Бон Ивер (Bon Iver) – «For Emma Forever Ago»;
Суфьян Стивенс – «Michigan»;
Джон Майер – «In Repair»;
Mastodon – «Crack the Skye»;
Рэй Ламонтан – «Trouble»;
Билл Каллахан (Bill Callahan) – «I Wish We Were An Eagle», «Apocalypse»;
Kings of Leon – «Only By The Night»; Metallica – «One»;
Metallica – «St Anger»;
Phoenix – «W.A.P»; The XX – «The XX»;
Incubus – «Warning»;
Red Hot Chili Peppers – «Blood Sugar Sex Magic»;
Майкл Джексон – «Thriller» (как один из микрофонов вокала)
TELEFUNKEN U47White Stripes – «Icky Thump»
TELEFUNKEN ELAM 251Джейсон Мраз (Jason Mraz) – «I’m yours»;
Сюзанна Вега (Suzanne Vega) – «Mitchell Froom» albums;
Deftones – «Diamond Eyes»
SONY C800GРианна (Rihanna); Эминем (Eminem); Доктор Дре (Dr Dre); Экон (Akon); Майкл Джексон); Ар Келли (R Kelly); Келли Кларксон (Kelly Clarkson)

Четыре вышеперечисленных микрофона по цене превышают или близки к 10.000 долларов.

Имеется класс микрофонов, которые по цене значительно ниже чем описанные раритетные экземпляры, но их популярность в бюджетных студиях высока, при этом довольно часто можно отметить их применение при записи вокала. К ним относятся:

Neumann U49. Как и любому другому микрофону, который выполнен по подобию своего старшего брата U47, этот микрофон превзошел его по параметру выбора диаграмм направленности: в нем есть и кардиоида, и восьмерка, и круг. Современная версия этого экземпляра – U149 достаточно часто встречается в коммерческих студиях.

Neumann U50. Если в парке микрофонов отсутствуют все вышеперечисленные, но имеется этот, возможно, выбор падет на него, особенно если ничего приличного больше нет. Отличие его от предыдущих – фиксированная круговая направленность. Об особенностях условий применения подобных микрофонов при записи вокалов будет сказано ниже.

Neumann U87. Это один из самых известных вокальных (и не только вокальных) микрофонов. Его можно назвать “рабочей лошадкой” любой студии. Он разработан в 1967 году по стопам своего легендарного лампового старшего брата Neumann U67 (начало 60-х годов), но выполнен на транзисторной схеме. Микрофон обладает достаточной линейностью частотной характеристики. Звук плотный, насыщенный, при этом достаточно прозрачный. К нему часто относятся так: “если не знаешь, какой микрофон использовать на инструменте – бери Neumann U87 и не ошибешься!”. Этот принцип можно воспринимать буквально – от индивидуального микрофона томов, гитарного или басового комбика и до группы струнных или главной пары в оркестре. Выпуск этих микрофонов до настоящего времени не прекращался. Транзисторы, в отличии от ламп, выпускать не прекращали, так что звучание современных экземпляров не сильно отличается от хорошо сохранившихся винтажных.

AKG 414. Существует несколько модификаций этого микрофона. Его выпуск также не прекращался, но вносились различные усовершенствования, навеянные временем. Его можно назвать младшим братом С12, хотя внешне они совершенно не похожи. Этот микрофон интересен тем, что практически не имеет провала в низкой середине. Прекрасно восполняет объемность и наполненность в гнусавых и тембрально-тонких голосах. Соответственно, можно назвать его антиподом Neumann U87, который ярко выделяет верхнюю середину, что украшает далеко не все голоса.

Современные или относительно современные модели также могут применяться при записи вокала. При этом они являются вполне конкурентоспособными. SE Electronics, Rode, Audio-Technica, Beyerdynamic – все эти фирмы выпускают модели для любых нужд, как студийных, так и концертных. Большинство стремятся сэкономить на всем и вместить производство в бюджет, который не поднимет цену продукта более чем до 1500 долларов. Максимальное количество предложений находится именно в рамках от 300-1500 долларов. Более дорогие модели труднее продавать, особенно во времена, когда повсюду царят бюджетные студии. Все современные микрофоны имеют собственную окраску, но это никак не связано с ценой. Даже более дорогие изделия серии типа Neumann M149 (порядка $3500) нельзя назвать линейными. Они либо подходят исполнителю, либо делают его голос слишком «пузатым» и бубнящим.

Еще одно отличие современных микрофонов – более открытые верха. Это оправдано модой, ведь большинство вокалистов стремятся иметь в своем тембре некоторое (а многие и огромное) количество сипотцы, которую должен передать микрофон. В этой гонке за верхом побеждает фирма Sennheiser, особенно в радиосистемах и инструментальных коллекциях. Однако они крайне редко применяются в студийной практике для записи эстрадного вокала, в том числе, даже столь уважаемая в академической звукозаписи серия MKH 800.

Классичность тембра и манеры исполнения встречается в эстрадной музыке все реже. Соответственно и спрос на дорогие идеально передающие нюансы модели может со временем упасть. Молодые исполнители все больше экспериментируют с различными искажениями. Если довелось работать с чем-то свежим и непохожим ни на что, основная задача звукорежиссера – определиться, какой тракт мог бы подчеркнуть и раскрыть индивидуальность именно этого исполнителя. Один вариант – идти по проторенной дорожке, используя самые дорогие студийные конденсаторные микрофоны, выбрав наилучший из лучших, и только при сведении искать требуемые краски. А можно поэкспериментировать с менее стандартными решениями по выбору микрофона еще при записи, например, динамическими или ленточными. 

Shure Beta 58A. Один из самых распространенных микрофонов в концертной практике. Он же самый продаваемый вокальный микрофон всех времен. Причина – самое достойное соотношение цены и качества. Он действительно дешевый. Имеет точную кардиоидную направленность, что защищает от акустической завязки (фидбэка) при работе со сценическими мониторами. Дает плотный читаемый звук. Устойчив к перегрузкам – способен выдерживать достаточно большие звуковые давления. Капсюль выполнен так, что на мембрану не передается перехватывание и кручение микрофона в руке. Сильно меняется по тембру в зависимости от близости к источнику звука и угла относительно оси чувствительности. В близком положении имеет некоторый излишек в нижней середине. Сильно подвержен «заплевыванию» без дополнительной ветрозащиты. При отдалении – теряет как верх, так и низ. При закрывании ладонями головки микрофона, в которой находится мембрана, усиливаются низкие частоты и добавляется резонанс, который может использоваться для вокалов тяжелых жанров, бит-бокса или спецэффектов.

Shure SM57. Инструментальный динамический микрофон, который распространен в мире даже шире, чем Shure 58. Да и цена у него еще ниже. Этот микрофон имеет ярко-выраженный серединный «гнусавый» призвук и менее отзывчив на нижних и верхних частотах. Дает напористый, хлесткий и плотный сигнал в середине и верхней середине. В случае, если требуется вокал с пронзительным тембром, нагловатый и с мощной подачей – вполне возможно выбрать Shure SM57. Если вокал изначально решено записывать через гитарный тракт или комбо-усилитель с некоторым количеством перегрузки, этот микрофон будет наилучшим образом подходить как для посыла вокала в тракт, так и для снятия звука с самого комбика. Следует учитывать, что голос певца должен обладать достаточно сильной подачей, так как динамический микрофон не восприимчив к слабым сигналам. Шептать и петь субтоном в него не получится, и нет смысла пытаться. В песне с контрастными частями придется использовать два разных микрофона. Для шепота и интимных частей больше подойдут конденсаторные микрофоны.

Sennheiser MD421 II. Динамический микрофон, применявшийся для трансляции дикторов телевидения. Имеет более наполненный и плотный низ и более точную передачу верхних частот, насколько вообще способен отрабатывать верх динамический микрофон. По цене явно дороже SM57. Из-за внешнего дизайна (напоминает по форме конденсаторный, но с мембраной расположенной сверху, перпендикулярно оси корпуса) его не очень удобно держать в руке. В конструкции имеется встроенный «рассекатель потоков воздуха», находящийся прямо перед мембраной. Полоса с надписью Sennheiser помогает избавиться как от нарочитости звучания шипящих букв, при этом остальной верх не теряется и не уменьшается, так и от «взрывных» согласных (б и п). Хорошо подходит для агрессивных вокалов с широким частотным спектром как в тяжелой музыке, так и рэпе. Следует помнить, что кольцо у основания с буквами S и M не является переключателем стерео на моно или что микрофон предназначен для MS-записи. S – это речь (Speech) а M – это музыка (Music). Соответственно при повороте в сторону речи включается обрезка по низким частотам. Для записи вокала необходимо использовать музыкальную настройку (M), чтобы не потерять низ из тембра исполнителя.

Shure SM7B. Этот микрофон чаще всего используется в радиоэфирах для ведущих. Форма совершенно не предусматривает возможность держания в руках. Стандартное крепление для этого микрофона – кронштейн. Это — динамический кардиоидный микрофон. Он обладает достаточно точной передачей широкого спектрального диапазона. Дополнительно имеет возможность регулировки спада на низких частотах и выделения верхней середины (презенса). Он оснащен защитой от электромагнитных полей, которые могут наводиться мониторами компьютеров и другими приборами. В базовой комплектации имеет поролоновую ветрозащиту, предотвращающую задувания от «взрывных» букв «б» и «п» в ближнем поле.

Electro-Voice RE20. Универсальный динамический микрофон, заимствованный на этот раз у телевизионщиков. Он использует капсюль конструкции EV “variable D” со множеством фазоинверторных отверстий с тыльной стороны мембраны, что делает его остронаправленным. Это помогает уменьшить эффект ближней зоны и степень задуваемости, обеспечивая соответственно более ровную частотную характеристику. Микрофон отличается более точной передачей низких частот и нижней середины, чем другие динамические микрофоны. Может иметь некоторый резонанс корпуса, за счет чего способен придавать голосам специфическую плотность в районе 400-500 Гц.

RCA 44/77. Пожалуй, самые раритетные ленточные микрофоны (выпускавшиеся с начала 1930-х до середины 1960-х годов в некоторых разновидностях), которые считаются самыми естественно звучащими для человеческого слуха. У них есть ограничение по частотному диапазону, что никак не умаляет теплое, глубокое и густое звучание. Даже на расстоянии они дают достаточно подчеркнутое звучание низа и нижней середины. Поэтому в этих моделях впервые появились переключатели «V» – вокал или голос и «M» – музыка. Использование ленточных микрофонов RCA настоятельно рекомендуется только при наличии поп-фильтра. Задуть тончайшую гофрированную ленту при произношении взрывных согласных в ближней зоне достаточно легко. При прямом дуновении в микрофон она даже может порваться. Также недопустимы любые, даже случайные, падения этих микрофонов. Ленточные микрофоны имеют более низкую чувствительность, чем конденсаторные, а петь в них слишком близко не получится из-за повышенного эффекта ближней зоны и опасности задувания. Поэтому использование их на слабых и тусклых голосах не рекомендуется. Для работы в такой микрофон требуется особый талант и плотная, стабильная вокальная подача. (Классический «мужской» вокальный микрофон середины ХХ века, знакомый слушателям по записям Бинга Кросби, Фрэнка Синатры, Нат Кинг Коула, Луи Прима, Дина Мартина, Луи Армстронга и др. – прим ред.).

Coles 4038. Эта модель ленточного микрофона была разработана компанией BBC. С 1955 года использовался как основной микрофон программы BBC World Service. Относительно ровная частотная характеристика и при этом очень «теплое» и винтажное звучание, в основном за счет особой отзывчивости эффекта ближней зоны даже на среднем расстоянии до микрофона. Требует либо заглушенную, либо красиво отзывающуюся комнату по причине двусторонней направленности. Подходит для богатых обертонами и широких по диапазону голосов в музыке с элементами джаза или блюза. Вокалы в стилях Soul и R&B могут интересно зазвучать на подобных микрофонах. 

Использование микрофонов с круговой направленностью довольно редко встречается в работе с эстрадной музыкой. Но и здесь бывают случаи уместности их применения. Во-первых, если вокал записывается в том же помещении, что и все остальные инструменты, но не одновременно, а наложением, вполне естественным будет желание обозначить в тембре некоторое количество естественного общего пространства. Это также можно сделать, добавив амбиентный микрофон или пару, но сессия из-за этого станет уж очень громоздкой, ведь каждый новый дубль будет тянуть за собой две дополнительные дорожки «воздуха». Поэтому вариант с круговой диаграммой вполне допустим. Во-вторых, он уместен, когда принимается решение о записи вокала в супер-ближней зоне (3-5 см от микрофона). При кардиоидной направленности эффект ближней зоны более заметен, чем при круговой. В-третьих, направленные микрофоны требуют максимальной неподвижности относительно оси для сохранения стабильности тембра. В микрофонах с единственной диафрагмой и круговой направленностью, различие при отклонениях от точного положения невелико. Соответственно, если вокалист очень неспокоен, не может стоять на месте и направлять сигнал только вперед – можно не ограничивать его движениях и поставить перед ним микрофон с круговой диаграммой.

Следует также упомянуть о существовании более экстремальных звучаний. Например, угольные микрофоны – те, что применялись в трубках аналоговых телефонов, древнейшие и простейшие по конструкции. Профессиональным их представителем можно обозначить Shure 52 ODX “Green Bullet”, первоначально предназначенный для записи губной гармошки. Он комплектуется кабелем с разъемом типа канон-джек, что позволяет включать его напрямую в гитарный комбик. Вокал через такой тракт звучит крайне характерно и может подойти либо блюзовому певцу, либо кантри-исполнителю за счет динамичности и плотности. Говорить о точности передачи спектральной характеристики сигнала этим микрофоном никакого смысла не имеет. Их применение должно быть обусловлено волевым или художественным решением звукорежиссера и продюсера с целью получения звучания, не похожего на естественное. Кроме зауженной частотной характеристики (40-15000 Гц по техническому описанию, а на самом деле – намного уже), угольным микрофонам свойственна достаточно быстро достигаемая специфическая перегрузка при сигналах выше среднего уровня или от экспрессивно произносимых согласных.

И еще один пример – Shure 55. Ретрокапсюль этого микрофона так окрашивает звук, что он становится ретро, каким бы до этого ни был. Этим микрофоном пользовались в свое время Элвис Пресли (Elvis Priestley), Джеймс Браун (James Brown) и вся рок-н-ролл и соул-братия 60-х годов. Особенно популярен он у клипмейкеров и киношников. Его основные недостатки – низкая чувствительность и узкая направленность. Петь приходится мощно, близко и точно направляя поток звучания в решетку капсюля.

Причиной поиска необычного звучания может стать не только желание изменить оригинальный тембр артиста или добиться стильного вокала в определенном альбоме. Длительность произведения (третья/четвертая часть или «лишние» куплеты), где нужно каким-то способом внести разнообразие в вокальную партию, также может стать причиной. Подчеркнуть контрастность между частями композиции не только аранжировкой, но и за счет тембра вокала. При достаточной продуманности возможно использование звучания разных микрофонов на различных частях взамен последующего искусственного изменения тембра в процессе сведения. Часто встречаются примеры, когда в первом куплете песни вокал звучит как бы через радиоточку. Многие делают это при сведении, обрезая спектр и добавляя другие искажения в тембр. Однако можно спеть этот куплет изначально в какой-либо ретромикрофон или переделанную в микрофон настоящую аналоговую телефонную трубку (обычно с угольным микрофоном) и получить желаемый эффект сразу.

Еще одним популярным используемым на концертах и в студиях приемом выделения особой окраски одной из частей стоит назвать пение или чтение через мегафон или рупор. В этом случае буквально неважно, в какой микрофон будет производиться запись. Окраска настолько характерна, что ее уже не выправишь и не испортишь никакой амплитудно-частотной характеристикой.