Light + Audio Tec 2022
Главная|| Статьи|| Запись эстрадного вокала. Часть 3
Запись эстрадного вокала. Часть 3

Запись эстрадного вокала. Часть 3

Категории

Автор: Софья Кругликова

Сигнальный тракт для записи вокала

Тракт – это комплекс приборов вместе с их коммутацией, которые преобразуют акустический сигнал сначала в электрический, а затем – в цифровой, и записывают его на носитель. Каждый прибор вносит в сигнал свои небольшие или достаточно заметные искажения. Знание особенностей и степени воздействия различных приборов требуется для оперативного и безошибочного выбора тракта в зависимости от поставленных художественных задач.

В самом неокрашенном тракте присутствует наименьшее количество элементов цепи. Если бы человек был способен передавать мысли и эмоции по беспроводным сетям или выдавать цифровой сигнал на выходе какого-нибудь интегрированного в мозг разъема, влияние на передачу сигнала было бы действительно сведено к нулю. Однако, вокалисты по-прежнему передают эмоции и смысловые послания через произнесение слов и пользуясь смыканием голосовых связок для создания акустического давления. Все вышеперечисленное выходит в виде звуковых волн изо рта и передается по воздуху к приемнику сигнала – микрофону, который воспринимает эти акустические колебания и превращает их в электрические. Записывается это все на носитель в виде цифровых кода звуковых колебаний.

Соответственно, микрофон и аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), соединенный с цифровой звуковой рабочей станцией (DAW), может считаться самым “стерильным” трактом. Однако до абсолютной точности передачи ему все равно далеко. Можно прочитать множество статей и книг о том, как профессионалы рекомендуют добиваться глубины и «человечности» звучания при помощи дополнительных элементов тракта, специальных проводов, нестандартных приборов и так далее.

Выбор Цифровой рабочей станции (DAW)

Работа с вокалистом требует максимальной оперативности и высокой скорости реакции. Для этого требуется хорошее знание рабочей программы, настроек аудиоинтерфейса, остального тракта и микрофонов. Поэтому, что бы ни говорили о качественности одних и о «непрофессиональности» других, в момент записи вокала компьютер просто фиксирует поток цифровой информации на носителе, записывая дубль за дублем, как магнитофон. Операция эта примитивная, при этом она практически не затрагивает процессы, влияющие на сигнал и его качество. Поэтому запись вокала необходимо производить, пользуясь хорошо знакомой программой, пусть даже и не входящей в тройку рекомендуемых. Если создание нового трека или плейлиста, монтаж и мгновенная компиляция дублей занимают у звукорежиссера слишком много времени при использовании профессиональной программы, являющейся индустриальным стандартом, это затягивает процесс записи и отрицательно влияет на результат. Так что, если программа Pro Tools еще не освоена, а самой понятной и доступной является Ableton или Logic, и в ней ощущается полная свобода действий, пользоваться стоит именно ею. Эта рекомендация не отменяет изучениz общепринятых «профессиональных» программ. Большинство коммерческих эстрадных студий используют Pro Tools и Logic. Многие постпродакшн-студии пользуются программами Cubase или Nuendo. Поэтому необходимо освоить, как минимум, три программы, чтобы быть универсальным специалистом. Ведь в момент, когда за стеклом оказывается трясущийся от волнения исполнитель, не до экспериментов и изучения «горячих» клавиш.

Рассмотрение тракта с самого дальнего от вокалиста элемента начато неспроста. Ведь эта составляющая никак не зависит от исполнителя и в наименьшей степени влияет на тембр и звучание при правильном использовании. При выборе рабочей станции звукорежиссер не станет ни с кем советоваться. Обычно такой же подход применим и к конвертерам, ведь никому не придет в голову спрашивать вокалиста: «каким прибором вас оцифровывать?»

Преобразователи

Непосредственным предшественником программы в тракте является аналого-цифровой преобразователь (АЦП), часто называемый конвертером, преобразующий электрические колебания в цифровую информацию. Этот элемент не должен вносить никакой окраски в звучание, оставаясь практически незаметным или нейтральным. Только такой тип преобразователей подходит для профессиональной записи всех инструментов, и в особенности, вокала. Это – как стекло в объективе фотоаппарата или в очках, которое должно быть абсолютно прозрачным и не искажать изображение. Подобные приборы стоят значительно дороже тех, которые доступны любителям. Цена преобразователей Prism Sound, Millenia, Apogee, Universal Audio достаточно высока. Также достаточно качественными считаются приборы Antelope Audio, при этом их цена более приемлема. При выборе студии для записи вокала следует уделять внимание наличию в тракте достойного АЦП. Любые шумы, неточности и ошибки оцифровки недопустимы. Огромный динамический диапазон сигнала, последующий множественный монтаж (включая интонационные правки), компрессия и тембровая обработка требуют высокого качества исходного сигнала. Ведь голос – главный компонент композиции, и в финальном миксе его доминирование сделает любые искажения слышимыми и окажет отрицательное влияние на тембр.

Предусилители

Перед АЦ-преобразователем обычно находится предварительный усилитель. Он должен быть максимально нейтральным, без своего характера звучания. Вся обработка сигнала в этом случае производится на этапе сведения. Чаще всего используется микрофонный усилитель, встроенный в звуковой интерфейс. Конструктивно он может быть как минимальным, так и вполне развитым по числу элементов регулирования.

Популярны также и отдельные компонентные предусилители, но их влияние наиболее заметно при непосредственной работе с микрофоном. В некоторых приборах (Universal Audio и Antelope Audio) можно пользоваться виртуальными аналогами классических предусилителей непосредственно во время записи, изменяя их входной импеданс в зависимости от используемого микрофона, не вводя при этом задержку в тракте.

Наиболее точная классификация аналоговых приборов разделяет их по степени окрашивания звука. При этом, чемпионами по «загрязнению», конечно же, будут ламповые, за которыми последуют транзисторные и бестрансформаторные. Причем воздействие их напрямую связано со степенью усиления проходящего через них сигнала. При выборе микрофонного предусилителя важно учитывать отношение сигнал-шум, которое должно быть максимальным.

Самым предпочтительным из всех микрофонных предусилителей для записи вокала еще с 70-х годов ХХ века является британский Neve 1073, начиная с варианта, встроенного в пульт, и заканчивая всеми его клонами и репликами, которых достаточно много. Он выполнен на транзисторно-трансформаторной схеме. Окрашивает сигнал достаточно сильно, но стабильно находится в перечне желаний любого серьезного продюсера.

Более древними приборами, дошедшими до нас из 60-х годов, являются американские ламповые, такие как Universal Audio 610. Этот классический предусилитель также был позаимствован из пульта и используется в легендарном приборе LA2A той же фирмы. Более поздний (середины 80-х), но также достаточно популярный – датский ламповый Tube-Tech MP-1A. Это, пожалуй, самый окрашивающий, но и обогащающий сигнал предусилитель из широко распространенных в коммерческих студиях.

Большой популярностью пользуются американский API 512 (212/312). Это – также выходец из пультов 70-х годов, укомплектованный фирменными трансформаторами и схемой операционного усилителя (op-amp), что дает свою окраску, но менее явную, чем у Neve.

Замечательный транзисторный предусилитель выпускает фирма Chandler Limited TG Pre Amp/DI. Он является продолжателем традиций легендарных усилителей EMI TG1, которые использовались в студии Abbey Road еще во времена The Beatles и Pink Floyd. Их открытая прозрачная верхняя часть спектра весьма необходима вокальному треку, когда применяются микрофоны высокого качества.

С этими шестью предусилителями хорошо бы ознакомиться не только на уровне технического руководства по эксплуатации, но и попробовать их регулировки, обращая внимание на изменения в тембре в зависимости степени усиления.

Выбор дополнительных элементов тракта

Кроме предусилителя, вокальный тракт может включать в себя целую цепочку либо внешних аналоговых приборов, либо плагинов в реальном времени: эквалайзер, компрессор, эксайтер (англ. Exciter, психоакустический процессор, используемый для фазовой манипуляции, синтеза гармоник высокочастотных сигналов); деэссер (De-esser, предназначенный для уменьшения или устранения избыточно шипящих звуков в голосе). Избыток шипящих может быть вызван компрессией, выбранным микрофоном или расстоянием до него, особенностями дикции исполнителя. Включены эти приборы могут быть в различных последовательностях и комбинациях. Все зависит от фантазии и возможностей.

Первыми в цепочке обычно стоят компрессоры и эквалайзеры. Прежде чем перейти к перечислению самых популярных из них, необходимо важное замечание. Любое винтажное оборудование требует трепетного отношения и бережного обращения, а еще – регулярного высококвалифицированного обслуживания. Замена комплектующих (ламп, трансформаторов, опто-пар) на неоригинальные приводит к неизбежной потере аутентичности звучания. А знать, что с представленным в пользование прибором происходило за последние почти 60 лет, не дано никому. Поэтому в случае сомнений по поводу технического состояния или исправности работы прибора (наличие шумов, нежелательное искажение сигнала, другие артефакты), не стоит рисковать вокальным треком ради знаменитой торговой марки. Компрессия и частотная коррекция могут подождать до последующей обработки записи (монтаж и сведение). Проще выбрать другой прибор, пусть не столь легендарный, но работающий исправно. Клоны и реплики именитых брендов и приборов зачастую звучат не хуже, а порой и больше подходят для современных записей, чем их «праотцы». Не говоря о том, что производители плагинов давно успешно оцифровали большинство классических аналоговых приборов. Стабильность работы «виртуальных братьев» приятно радует.

Теперь о самых популярных приборах, применяемых в вокальном тракте.

Компрессоры

Наиболее предпочтительным компрессором для вокала можно считать «динозавра звукозаписи» Fairchild 660. Достаточно оценить количество реплик и клонов: ADL 670 (Anthony DeMaria Labs), Fairman Tube Master Compressor, Fredenstein F660 Limiting Amplifier, Mode Machines Faircomp 670 Compressor Fairchild Clone), выпущенных после прекращения его производства, и сразу станет понятно, каков масштаб упущенной выгоды у владельца компании Fairchild и его наследников. Прибор имеет интересную историю не без наличия мифов. Но список величайших исполнителей, записанных с его помощью, вызывает трепет. Если он есть в студии (что большая редкость), попробовать применить этот компрессор на вокале весьма рекомендуется. В этих приборах используются лампы как для подавления, так и для усиления уровня. Сжатие происходит непосредственно в звуковом тракте, а не выведено на отдельный контур. Достаточно простой набор средств управления, состоящий из входного коэффициента усиления (англ. input gain) и порога срабатывания (threshold) дает возможность управлять как величиной вводимой компрессии, так и уровнем выходного сигнала.

Сложность общения с этим прибором заключается в понимании постоянной времени (time constant). Этот параметр дает возможность переключения между шестью вариантами (предустановками или преднастройками) значений времени отсрочки срабатывания (attack time) и времени восстановления уровня (release time), заложенными на заводе. Следует понимать, что Fairchild 670 не восстанавливает уровень сигнала быстрее, чем через 300 мс, при минимальном времени атаки 0,2 мс, что достаточно быстро для лампового компрессора. Таблица параметров, соответствующих каждой установке, есть в свободном доступе.

Настройки постоянной времени

Положение переключателяОтсрочка срабатывания (мс)Время восстановления уровня (с)
10,20,3
20,20,8
30,42
40,85
50,42 (1 пик), 10 (множество пиков)
60,20,3 (1 пик), 10 (множество пиков),
25 (программировать)

Вторым компрессором, который часто используют при записи вокала, является оптический Universal Audio LA2A. Это – классический прибор, с минимальным количеством регуляторов на лицевой панели, но с оптимально подобранными параметрами времени отсрочки срабатывания и восстановления уровня. Время отсрочки срабатывания – 10 мс, время восстановления уровня –60 мс до 50% и от 0,5 до 5 секунд до полного отсутствия воздействия. Оптический компрессор хорош тем, что он практически не вносит собственной окраски в звук, влияя лишь на изменение уровня сигнала в момент достижения порога срабатывания. Особенность окраски этого прибора относится к заслугам лампового предусилителя, установленного в начале цепи прибора, который и добавляет характерные гармоники в тембр.

Третьим из самых популярных является транзисторный компрессор Universal Audio 1176. Он вносит более жесткую окраску из-за замены лампового тракта на транзисторный, но ради нее его и выбирают. В нем больше возможностей изменения параметров, включая время отсрочки срабатывания и восстановления уровня, что позволяет более осознанно влиять на огибающую сигнала. Кроме того, он допускает использование различных комбинаций степени компрессии. Ручка входного уровня регулирует и параметр порога срабатывания. Но сам порог зависит еще и от степени (коэффициента) компрессии. Чем больше степень, тем выше поднимается порог срабатывания. Поэтому первые две степени (4:1 и 8:1) относятся к компрессии, а вторые две (12:1 и 20:1) являются лимитерами (ограничителями). Перед началом использования следует привыкнуть к тому, что минимальный параметр времени отсрочки срабатывания («атаки») и восстановления уровня находится в крайнем правом положении аттенюатора, а наиболее медленные параметры – при повороте ручки влево. Важно понимать, что это один из самых быстрых аналоговых компрессоров, его минимальная отсрочка срабатывания (ручка вправо) равна 20 мкс, а максимальная (ручка влево) – 800 мкс, что даже при самом медленном положении быстрее многих минимальных значений времени отсрочки срабатывания других видов компрессоров, например, оптических. Во-многом благодаря этому и получается достаточно агрессивное звучание на выходе. В одной из модификаций – 1176 АЕ добавлено положение “Slo”, что позволяет избавиться от столь быстрой отсрочки срабатывания и фиксирует ее на значении 10 мс. В этой же модификации имеется дополнительная кнопка в ряду режимов степени компрессии – 2:1, которая идеальна для записи вокала. Регулятор времени восстановления уровня в минимальном положении (ручка вправо) перестает воздействовать не сигнал через 50 мс, а в максимальном (ручка влево) через 1,1 с. По поводу кнопок, определяющих степень компрессии, существует множество рекомендаций. Но, если прибор незнаком, стоит попробовать начать с классического варианта: отсрочка в положении 10 часов, восстановление уровня в положении 2 часа, а степень компрессии 4:1. Далее входное и выходное усиление по вкусу. Еще из популярных приемов: использование этого прибора со всеми кнопками степени в отжатом состоянии; в этом случае, компрессии не будет, но выходной сигнал все равно будет сильно отличаться от входного из-за прохождения через тракт, который достаточно сильно окрашивает сигнал. Третьим интересным приемом считается применение этого компрессора со всеми кнопками степени, нажатыми одновременно и параметрами времени отсрочки срабатывания и восстановления уровня в минимальном положении (обе ручки вправо). В этом случае результатом будет максимально окрашенное и даже перегруженное звучание, столь характерное кричащим вокалам. Примером служит звучание Led Zeppelin и Beastie Boys, которые использовали именно этот режим в своей работе.

Еще один довольно популярный прибор, который используют, когда ставится задача сильно окрасить сигнал уже на этапе записи – Distressor от Empirical Labs. Он способен эмулировать звучание как лампового, так и транзисторного тракта при помощи трех режимов искажения (окрашивания). Основной входной гейн напоминает транзисторный прибор 1176, Dist2. Он добавляет вторую гармонику, которая свойственна ламповым приборам, а Dist3 добавляет третью, что характерно для сатурации ленты в аналоговых магнитофонах. В нем есть все основные регулировки обычного компрессора: входной гейн, время отсрочки срабатывания, время восстановления уровня и выходной уровень. А вот степень сжатия может быть 1:1, что хорошо для записи вокала, так как компрессии практически не будет, но появится заметное окрашивание. Режим 2:1 тоже допустим для записи вокала, но большие параметры обычно не рекомендуются. Ведь компрессия, как и реверберация, процесс необратимый. Один раз добавив их в сигнал, из тембра их уже не удалить. Стоит обратить внимание на еще один режим в этом приборе, использующий степень компрессии 10:1 в опто-варианте. Так можно добиться эмуляции работы старейших оптических компрессоров LA2A.

Эквалайзеры

Что касается параметрических эквалайзеров, одним из самых желанных в студиях был и остается ламповый Pultec EQP-1A. Казалось бы, что может двухполосный эквалайзер с возможностью единовременного добавления и вырезания одной и той же частоты с помощью лампового усилителя? При том, выбор частот ограничен и изменяется достаточно большими ступенями (20-30-60-100 Гц и 3-4-5-8-10-12-16 кГц). Только почему-то этот эквалайзер не имеет отрицательных отзывов по работе с проходящими через него любыми сигналами. Сложность этого прибора не в секретных ручках и кнопках, а в сочетании использования ручек Boost и Atten и результирующей частотной огибающей, которую они могут сотворить со звуком. Pultec не выпускается давно, но его клоны плодятся и по сей день.

Одним из продолжателей линейки ламповой эквализации является TubeTech PE1, основанный на той же идее, что и Pultec EQP-1A – одновременного воздействия регуляторов Boost и Atten на одну и ту же полосу частот с разными типами фильтров (шельфовым и пиковым). В нем расширены полосы воздействия по верхнему спектру в сторону средних частот (1-1,5-2-3-4-5-8-10-12-16 кГц). Это отличие очень полезно для баса, гитар и барабанов и, естественно, вокалов.

Summit Audio EQP200B – ламповый эквалайзер, который имеет все те же две полосы, но их диапазон расширен в обе стороны (20-30-60-100-180 и 1,5-3-4-5-8-10-12-16 кГц).

Еще один ламповый эквалайзер от фирмы KlarkTeknik Program Equaliser имеет ту же конструкцию и опять только две полосы, при этом обе могут быть одновременно добавлены или убраны (Boost/Cut), однако выбираемые частоты имеют более широкий спектр охвата по нижней середине (20-30-60-100-200-400-800 Гц).

Можно отметить, что им всем не хватает промежуточной частоты 80 Гц, которая так важна в формировании современного звучания баса и бас-барабана, которую, несомненно, стоило бы ввести, например, взамен имеющейся в наборе 20 Гц. Однако для вокала все это почти не имеет значения.

Ламповый Manley Massive Passive – четырехполосный ламповый эквалайзер, перечислять набор частот которого нет смысла по причине их множества и наличия таблицы в интернете. Каждая полоса пересекается с соседней так, что может полностью изменить результирующую огибающую тембра. Стоит обратить внимание на наличие в этом приборе «ультразвуковой» частоты 27 кГц. Причем полоса, в которой она присутствует, может переключаться с шельфового эквалайзера на пиковый с регулируемой добротностью. Но это не просто ради забавы: как раз на вокале подъем в этой «неслышимой зоне» может сработать вполне эффективно, не добавляя энергии шипящим буквам, но открывая воздушность самому тембру.

Прекрасной альтернативой ламповым приборам может служить транзисторный Chandler EMI TG 12345 Curve Bender – четырехполосный эквалайзер с отдельной регулировкой высокополосного и низкополосного фильтров. Он обеспечивает большее разнообразие в выборе частот, которые фиксированы и переключаются ступенчато. Его воздействие более заметно и ярко, что не всегда является недостатком. Особенно в век синтезаторно-звучащих голосов и моды на большое количество «хрустящего» верха на вокале, которого трудно добиться просто подбором микрофона, особенно если этого верха в тембре конкретного голоса нет.

Особым отношением к верхнему спектру отличается Maag Audio EQ4. Полоса пропускания частот 10 Гц…75 кГц особенно впечатляет. В его арсенал входит 5 фиксированных по частоте и добротности полос, регулируется только коэффициент усиления. Суб-низ, 40 Гц, 160 Гц, 650 Гц и 2,5 кГц в шельфе, но есть еще одна полоса с переключаемой частотой и степенью ее усиления – редкий экземпляр AIR BAND, который охватывает диапазон 2,5…40 кГц. Кроме того, Maag Audio EQ4 относится к приборам, вносящим наименьшее количество фазовых сдвигов.

«Три в одном»

Существует большое количество приборов, объединяющих в одном корпусе все требуемые функции. Они могут именоваться Vocal Channel, Channel Strip, Recording Channel, Microphone Cassette. Лучшими и самыми профессиональными для записи вокала в этой категории можно назвать: Manley VoxBox, Universal Audio LA 610 Mkll, Millenia STT-1 TUBE Channel Strip, Neve 1073 SPX Mono mic Preamp&EQ, Tube-Tech MEC 1A Recording Channel, AVALON VT-737SP Tube Mic Preump, EQ, Compressor, Summit Audio ECS-410 Everest Flagship Channel Strip. Нельзя не упомянуть и прекрасный наборный тракт Lunch Box серии API 500, который состоит из модулей и позволяет переставлять местами и соединять последовательно несколько приборов в ряд. Большинство производителей, начиная с Neve, SSL, Chandler, MAAG, API, и другие выпускают свои классические серии для этой цепи.

Цены перечисленных изделий высоки, и в студии можно чаще всего встретить только один из них. Каждый превосходен, каждый вносит собственную окраску, формирует особую огибающую сигнала.

Более доступными по цене можно считать: Chandler LIMITED TG Microphone Cassette; Focusrite Red 7 Mic Preamp Compressor Limiter De-esser; Focusrite ISA430 MKII Producer Pack Single Channel Mic Preamp/Channel Strip; JoeMeek twinQ2 Dual Studio Channel Mic Pre/EQ/Compressor.

Более редкие совсем не по причине цены, а по причине «на вкус и цвет товарища нет»: Tegeler Audio Manufaktur Vari Tube Recording Channel; Aurora Audio GTQC Channel Strip Preamp EQ Compressor; Presonus ADL 700 1 Ch High Voltage Tube Strip Mic Preamplifier W/Fet Compressor; dbx 676 Tube Microphone Pre amplifier Channel Strip/mic pre amp box; SPL Channel One Channelstrip Model 2950 Preamp, De-Esser, Comp/Limiter, EQ; Drawmer 1960 2-Channel Vacuum Tube Microphone Instrument Preamplifier Compressor и другие.

Но прежде, чем начать пользоваться любым из них, рекомендуется ознакомиться с технической документацией. Например, если у прибора на лицевой панели написано TUBE, это совсем не значит, что весь тракт прибора выполнен на лампах. Важно заранее знать, имеется ли возможность изменения последовательности приборов в цепи и какие дополнительные элементы будут уместны в начале или в конце тракта. Очевидно, что не в каждом есть все требуемые элементы для записи вокала. Вся информация о каждом хранится в свободном доступе в интернете. Когда станет известно, с каким из них предстоит встретиться в студии, нелишним будет посвятить время подробному изучению описания прибора. Что у него ламповое, что транзисторное, что оптическое? В какой степени можно регулировать эквалайзер? Для чего предназначены остальные существующие кнопки и ручки на приборе? Это требуется для скорости и оперативности работы. Изучив досконально прибор, не придется, например, задумываться о функциональности переключателя «Link» на моноблоке. В настоящее время в журналах и на сайтах можно найти массу информации о том, через какие приборы записывались те или иные исполнители. Во множественных видеоуроках саунд-продюсеры делятся собственными находками и оригинальными сочетаниями приборов. Все эти знания могут быть очень полезными, если пользоваться ими разумно.

Прежде чем оплачивать время в студии, где стоят «приборы мечты», стоит позвонить туда и выяснить, находятся ли они в рабочем состоянии, насколько стабильно работают и нет ли дополнительной наценки за их использование. Некоторые старые приборы могут качественно работать, например, только некоторое время, а когда слишком нагреваются, начинают вносить в сигнал шумы и артефакты. То же бывает и с винтажными микрофонами.

Обычно для вокала подбирают самый качественный и дорогой тракт. Во многих студиях для этого даже имеется специальный отдельный особо высококачественный кабель, идущий в обход общего студийного тракта и присоединенный напрямую к специальному прибору уровня Vocal Channel и далее сразу в АЦП. Если студия имеет такой тракт – надо им воспользоваться.

Исключением является выбор особого тракта при записи вокала, если в конкретном произведении требуется получить особый звук, отличный от идеального. Право выбора микрофона, эффекта и тракта будет в руках продюсера и может сильно отличаться от натурального. Но пойти на подобные эксперименты можно только по указанию лица, берущего на себя ответственность за намеренное искажение тембра.

Что же может оказаться полезным на вокале? Достаточно взглянуть на вокальный тракт, использованный при записи альбома Muse «Drones», где были последовательно соединены два программных деэссера – один для верхних частот, другой для среднечастотных «загрязнений», затем – канал UAD SSL Channel и Decapitator (модуль добавления аналоговой сатурации). Выходом в Avalon EQ являлся внешний аппаратный деэссер DBX 902, из которого сигнал направлялся в компрессор 1176 и компрессор-лимитер LA2A. Инженер объяснил подобное решение желанием услышать, как один компрессор сжимает сигнал больше, чем другой, в зависимости от желаемой результирующей огибающей. Следующим в цепи был Equinox от Shadow Hills. Дополнительно сигнал направлялся в многополосный компрессор Stretch от The Standard Audio, а также – через дополнительный выход – в плагин UAD AMS DMX для добавления небольшого эффекта хоруса. Еще одна стерео-шина шла в стерео лимитер-компрессор Neve 33609 и в стереоэквалайзер NTI EQ с функцией «Air Band» от Night Technologies (ныне MAAG Audio) для конечного «склеивания» сигнала.