Главная/ Статьи/ Запись эстрадного вокала. Часть 1
Запись эстрадного вокала. Часть 1

Запись эстрадного вокала. Часть 1

Автор: Софья Кругликова

Запись вокала – самый главный и ответственный момент в работе над созданием эстрадной композиции. Для большинства слушателей качество вокала является ключевым моментом в эмоциональной оценке материала.

Основными правилами написания поп-хита являются простота, повторность и консонантность, а тонкости аранжировки будут понятны лишь музыкально образованным людям. Поэтому вся нагрузка по превращению сырого материала в популярную песню ложится на вокалиста. Именно он должен донести до слушателя две основные линии песни: мелодическую и смысловую, ведь эти элементы наиболее доступны массовому слушателю. Поэтому важно не только точно передать изменение высотности тонов написанной мелодии и корректно произнести текст, но и внести импровизационность, максимально ярко насыщая эмоциональную составляющую. Люди способны распознавать изменения состояний от радости до гнева, передаваемые голосом, практически с момента рождения. Отзыв на них возможен только при наличии харизматичного и яркого солиста.

И самое главное – вокал в эстрадной музыке не спрячешь за другими инструментами. Функция его – солирующая. Задача – донести смысл и заставить переживать. Цель – дать возможность запомнить мелодию и подпевать после первого же прослушивания. Сверхзадача – возбудить желание узнать кто ее исполняет, прослушать песню еще раз и в конечном итоге «монетизировать».

Подготовка к записи

Вокалистам присуще повышенное внимание к собственной персоне. Этот аспект работы с вокалистами особенно важен при первой встрече, которая может случиться как загодя (на репетиционной базе), так и непосредственно в день записи прямо на студии.

Если предстоит встреча с более или менее известным вокалистом, можно заранее посмотреть и послушать его работы, чтобы обратить внимание на его особенности, понять, насколько естественно и качественно записывался его вокал, попробовать распознать, привычно ли для него использование большого количества обработок как пространственных, так и исправляющих интонационные и ритмические погрешности. Некоторые видео содержат фрагменты студийных сессий, что может помочь выбрать привычный для вокалиста микрофон, его расположение, тип удобных наушников. Возможно, стоит сделать несколько звонков коллегам, уже имевшим опыт работы с конкретным вокалистом, с целью выяснения тонкостей рабочего процесса и особенностей характера музыканта.

Определить тембр, разобраться с манерой, разглядеть особенности дикции, представить возможные трудности на пути к цели – вот задача домашней заготовки звукорежиссера. Подобные знания помогут предупреждать желания вокалиста, что будет выглядеть для него как некое духовное единство и полное «взаимопонимание без слов» со звукорежиссером.

С момента первой встречи следует проявлять внимательность, учтивость, вежливость, дружелюбие в общении. Показать неравнодушие к результату, которого предстоит добиться; заслужить доверие с профессиональной точки зрения, давая точные и четкие оценки музыкального материала; подобрать правильные образы для описания возникающих проблем.

Настроение – самая непредсказуемая вещь. Его планировать крайне сложно, при этом плохое настроение у исполнителя вряд ли сможет послужить уважительной причиной для отмены зарезервированного студийного времени. Обязанность звукорежиссера – заранее напомнить вокалисту, что следует избегать личных конфликтов и проблем в предшествующие записи дни. Но, естественно, от них никто не может быть застрахован, и тогда от звукорежиссера потребуется умение внимательно выслушать и поддержать человека в трудной жизненной ситуации, подобрать правильные слова, отвлечь от проблем, помочь настроиться на работу и, в результате, получить достойный продукт.

Чем больше вкладывается звукорежиссер в процесс, тем больше будет отдача. Поддержка в трудные моменты основана на понимании сложности работы вокалиста. Необходимо всегда быть на его стороне в ходе обсуждения окружающими. Подбадривать и веселить исполнителя, чтобы не было никаких негативных ощущений даже при явном браке в дублях.

Одним из наиболее эффективных приемов воздействия на людей является юмор. Но нельзя забывать, что не все воспринимают одни и те же шутки одинаково адекватно. Прежде чем шутить для разрядки обстановки, стоит проверить чувство юмора вокалиста, и потом можно изредка применять шутку для разрядки напряженной ситуации и создания комфортной для работы психологической обстановки.

Умение дипломатично и вежливо общаться с солистами обязательно для звукорежиссера. Ведь задачей любого сотрудника студии является необходимость стимулировать исполнителя к работе только в особых, созданных для него, условиях, – и потом каждый раз возвращаться на выбранную студию, принося ей постоянный доход. Грамотной и эмоционально комфортной работой в студии можно как расширить собственную клиентскую базу, так и привлечь максимальное количество клиентов на студию, где звукорежиссер хотел бы стать постоянным сотрудником.

Существует еще множество факторов, не связанных с психологией. Знакомясь с исполнителем, звукорежиссеру следует понять, насколько тот профессионален и ответственен. Можно вкратце проговорить некоторые обязательные условия: беречь голосовой аппарат перед сессией записи; знать песню так, чтобы с ней легко было работать; прийти с правильным положительным настроем в день записи.

Планирование сессии необходимо согласовать с рабочим расписанием вокалиста. Многие вокалисты даже предпочитают иметь так называемый «день тишины» перед записью. В этот день запрещено не только петь, но и разговаривать, особенно, шептать и откашливаться. Ведь при шепоте и кашле связки напрягаются значительно больше, чем при стандартном пении на опоре.

Звукорежиссеру не следует назначать запись на следующий день после концерта. Также не принято проводить певческую сессию в утренние часы. Вокалисты, особенно эстрадные, обычно поздно ложатся и поздно встают, для них вообще не существует времени ранее полудня. Выспаться – обязательное условие физической подготовки вокалиста. К тому же, связки просыпаются только через три-четыре часа после того, как организм начал бодрствовать. Распевание может помочь ввести их в правильный тонус, но не сразу после пробуждения. Соответственно, запись вокала можно проводить, начиная не ранее двух часов дня, а то и позже. Некоторые вообще предпочитают записываться ночью. Любые причуды должны приниматься как должное, лишь бы это было на пользу результату.

При планировании записи с вокалистками следует обязательно обозначить «критические дни», как невозможные для работы. Первые два дня требовать многого от женского организма не получится – опора будет слабой, соответственно, голос будет сиплым, а связки станут быстро уставать и садиться.

По поводу болезней в целом – утомлять простуженный аппарат не только нецелесообразно, но даже опасно. Администрация любой студии пойдет навстречу вокалисту и отменит запланированный рабочий день в случае непредвиденных заболеваний. Заложенный нос никаким прибором при сведении не вычистить. Хриплый призвук также невозможно убрать, как и излишний сип. Большим преимуществом эстрадного вокала является то, что в случае, если подобное все же будет записано, есть выход – все технические недостатки выдать за уникальную манеру исполнения.

Для сохранения голосового аппарата в рабочем состоянии он должен быть увлажнен, для чего лучше всего подойдет теплая вода. А вот горячий какао, кофе, а также любые газированные напитки, особенно сладкие, отрицательно скажутся на работе голоса. Вокалисту не следует петь голодным (быстро устанет), но и тем более сразу после еды.

Очень важна погруженность вокалиста в материал. Процесс будет идти туго, если исполнитель все время путает слова, ему требуется заглядывать в текст, чтобы вспомнить следующую строку, если он не уверен в мелодических оборотах и ему неудобны интонационные скачки. Для записи требуется не просто хорошее, а отличное знание песни.

Если же она «отлетает от зубов» и неоднократно исполнялась на публике, вокалист будет точно знать, какие приемы и особенности «цепляют» и что слушателям нравится в его исполнении. C вокалистом, уверенно знающим материал, работать намного легче – появляется возможность оттачивания эмоциональной составляющей, без сухого прочтения слов в определенной звуковысотной последовательности.

Создать комфортную в техническом плане ситуацию в студии – прямая обязанность звукорежиссера. В комфортной обстановке вокалист вообще не замечает существования технической составляющей процесса. Поэтому звукорежиссер должен заранее продумать все технические проблемы, проверить и настроить весь тракт от микрофона до носителя и быть уверенным, что ничто не сможет остановить тот единственный «лучший дубль», который обычно и страдает по техническим причинам.

Поэтому остановка записи из-за необходимости перезагрузки компьютера или переписывания файлов на другой диск в присутствии вокалиста в студии – признак непрофессионализма звукорежиссера, все это надо делать заранее. Прежде чем приступить к работе, следует убедиться, что на диске достаточно места для записи большого количества дублей, включая, помимо основной вокальной партии со множеством дублей, еще и дополнительные партии, такие как дабл-треки и бэк-вокал.

Ожидание команды «Мотор!» не дружит с вдохновением, которое со временем ослабевает. А в напряженной обстановке постоянных технических осложнений оно просто улетучивается. У людей искусства не существует кнопки «пауза». Если их посетило вдохновение, любые технические проблемы просто перестают волновать – они должны здесь и сейчас выплеснуть энергию, и ничто не должно стоять на пути. Если же возникают какие-то непреодолимые обстоятельства, появляется ощущение неудовлетворенности и нереализованности ожиданий, что приводит к раздражительности и нервозности, вплоть до нервных срывов. Все это не оставляет положительных воспоминаний о студийном дне ни у звукорежиссера, ни у артиста.

#Назад в Статьи