Токее: “ЛЕЯ” – последняя, но не финальная станция в музыкальном путешествии к дочери
Анатолий Гринберг, он же Tokee, автор 70 альбомов, звукорежиссер, продюсер, мастеринг инженер более чем 600 альбомов и мастер пространственного звука в кино, представил свою новую работу – пластинку “ЛЕЯ”. Это не просто очередной релиз в его внушительной дискографии, а, по словам музыканта, “последняя из серьезных” работ в подобном формате.
“ЛЕЯ” – это посвящение дочери, глубоко личный проект, в котором Tokee попытался выразить свои чувства и переживания через призму электронной музыки. Концепция альбома строится на эмоциональном восприятии этапов взросления ребенка. Музыкант отобрал демо-материал, соответствующий, по его внутренним ощущениям, разным возрастам дочери, и создал 10 композиций, отражающих мир ребенка от года до десяти лет.
— Я стараюсь сначала прочувствовать свои эмоциональные воспоминания от того или иного периода жизни и с помощью музыки, внутренних ощущений и фантазии, проживаю эти моменты заново, превращая их в музыкальные картины, – рассказывает Tokee.
“ЛЕЯ” – не просто набор треков, а цельная история, рассказанная языком электронной музыки. Это искреннее признание в любви дочери, заключенное в звуки и ритмы. Но “ЛЕЯ” – лишь часть большой истории. Музыкант уже работает над продолжением, сохраняя стилистику и подход, но с новой подборкой композиций.
Особое место в альбоме занимает композиция “Спать”. Это шестая композиция альбома и открывает она вторую сторону пластинки, являясь своеобразным мостом между прошлым и настоящим в творчестве Tokee. Мелодия из далекого 1997 года, она вошла в релиз практически в первозданном виде, без каких-либо изменений, и даже была переиграна на тех же инструментах: «Я не нашел в себе желания ее переделывать. Настолько она хороша, – объясняет Tokee свое решение. — Рефреном альбома я бы назвал композицию “Игрушка”. Мелодия, лежащая в ее основе, написана достаточно давно, но именно она наиболее точно отражает мое внутреннее состояние и видение мира».
Первым синглом альбома стал “Альбатрос”, а вторым по популярности стала композиция “Путешествие”. Tokee попросил знакомых музыкантов со всего мира создать ремиксы на этот трек, и в итоге получилось около 15 вариаций, которые скоро будут опубликованы в цифровом виде.
За созданием альбома “ЛЕЯ” стоит не только талант Токее, но и креативный взгляд художника Фариза Сулеймана. Давний друг музыканта, живущий в Израиле, он помог облечь музыкальные идеи в визуальную форму.
— Я отправил Фаризу демоверсии треков, без названий и какой-либо концепции: «Вот как чувствуешь, так и создавай», — вспоминает музыкант.
Именно Фаризу принадлежит идея названий треков и общего визуального оформления альбома. Узнав, что “ЛЕЯ” посвящена дочери Tokee, художник предложил создать абстрактный образ, вдохновленный ее будущим: с помощью искусственного интеллекта был создан образ, как девочка может выглядеть через лет 10-15. Так на обложке появилась не только сама Лея, но и символы, ассоциирующиеся с ней: тихое море, парящий альбатрос. Визуальный образ альбома стал метафорой будущего, свободы и надежды. Благодаря таланту Фариза Сулеймана, “ЛЕЯ” обрела не только музыкальное, но и визуальное воплощение, став целостным и завершенным произведением искусства.
Деревянный ковчег для музыки: Tokee о необычном оформлении “ЛЕЯ”
Как родилась необычная идея создать деревянный конверт?
— Идея полностью принадлежит Евгению Кулешову (“SEALT” лейбл), – рассказывает Tokee. Почему дерево? Идея родилась у Евгения, и я полностью доверился ему в этом. В жизни придерживаюсь принципа “не мешать другим профессионалам в их работе”. Результат превзошел все мои ожидания. Но самое удивительное, что Евгений Кулешов сам лично занимался созданием уникального дизайна и изготовлением деревянных конвертов.
Музыкант считает, что такой подход добавляет проекту не только творческий, но и энергетический заряд.

От демо до винила — как московский “SEALT” и болгарский “Махорка” объединились ради музыкального посвящения
Альбом “ЛЕЯ” — результат не только вдохновения Tokee и визуального таланта Фариза Сулеймана, но и поддержки двух независимых лейблов: московского “SEALT” и болгарского “Махорка”.
“Когда сформировался альбом, мы дали его послушать Евгению Кулешову, – рассказывает Tokee о начале пути “ЛЕЯ” к слушателю. Одновременно с этим отправили демоматериал моему болгарскому другу Иво Петрову, владельцу лейбла “Махорка”, с которым уже сотрудничал ранее. Иво – личность неординарная. Он эксперт по медицинской физике в области лучевой терапии, медицинской визуализации и ядерной медицины (сцинтиграфия, ПЭТ-КТ). Преподавал медицинскую физику и биофизику в университетах. В Болгарии он стоял у истоков нейрохирургии мозга с помощью гамма-ножа. Иво также работал специалистом по применению радиотерапевтического дозиметрического оборудования, ездил в онкологические центры по всему миру (включая Россию), чтобы помочь установить новое оборудование и обучить местные команды. Музыка для него — хобби, которое он успешно совмещает с основной работой.
Оба лейбла, “SEALT” и “Махорка”, решили объединить усилия и издать “ЛЕЯ” на виниле. Получился не просто музыкальный альбом, а эксклюзивный арт-объект, вышедший ограниченным тиражом. Из 200 пластинок 150 вышли в стандартном оформлении, а вот 50 экземпляров было решено изготовить в деревянном корпусе ручной работы, что придало релизу особый шарм и ценность. Единственное место, где можно увидеть и приобрести эксклюзивный релиз, — в отделе винила магазина Dr. Head на Новом Арбате, 15.
Tokee о “ЛЕЯ”: Музыка для тех, кто любит замедлить темп суеты и ценит искренность
Хотя “ЛЕЯ” и посвящен дочери, он не требует определенной настройки или момента для прослушивания, — подчеркивает универсальность своего нового релиза Tokee. – Уверен, что поклонникам Downtempo и Chillout, и конечно же IDM — этот альбом точно придется по вкусу. При этом понравится и любителям инструментальной киномузыки. В альбоме присутствует композиция с намеком на симфоническую обработку, создающая синематичный эффект.
— Экспериментальная электроника – музыка души, интересная слушателям своей историей. Для тех, кто создает экспериментальную электронику, музыка – это не просто коммерческий проект, а отражение внутреннего мира и души, слушателям важна история, стоящая за музыкой. Мне недавно написал один молодой человек и спросил: «Объясните мне, чем вы вдохновляетесь, когда пишете альбом?». Это подтверждает, что слушателям экспериментальной электроники важно не только слушать музыку, но и понимать, какие эмоции и переживания вложил в нее автор. Люди хотят воспринимать и создателя, и его настроение.
В своем творчестве Tokee хорошо известен нестандартным мышлением и умением создавать концептуальные альбомы. Одним из самых ярких примеров является его сотрудничество с немецким лейблом Ant-Zen/Hymen, легендарным в мире тяжелой электроники, на котором Анатолий уже успел издать с 2018 года 15 альбомов и ЕР.
“У меня был однажды вообще абсолютно сумасшедший концепт, построенный изначально не на звуках музыкальных инструментов, а на случайно получившихся шорохах, и казалось, что получился полный бред, но директор лейбла был первым, кто сразу понял данный альбом и сказал: мы это издаем”, – вспоминает Tokee об этом опыте.
Концепция, по словам музыканта, была “абсолютно сумасшедшей”: «Я клал свой телефон в карман и записывал звуки, которые окружали меня во время прогулки по парку и городу. Шаги, голоса людей, звуки города, лай собак – все это записывалось через шорох одежды, становилось основой для будущих композиций».
Затем из полученного стереофонического “шума” музыкант вырезал фрагменты, в которых слышались обрывки фраз или другие интересные звуки. Эти фрагменты переворачивались, растягивались, обрабатывались фильтрами, реверберацией и дисторшном, создавая атмосферную звуковую картину.
В результате получилась шумовая картина, наполненная темными и тревожными образами. Несмотря на всю абсурдность концепции, лейбл Ant-Zen не только оценил ее, но и вдохновил Tokee на создание еще одного альбома в подобном стиле.
Проект называется Massaith и на данный момент насчитывает 7 выпущенных альбомов.
Интервью и фото предоставлены компанией «Dr.Head».