Главная/ Статьи/ Охрана слуха для звукорежиссеров
Охрана слуха для звукорежиссеров

Охрана слуха для звукорежиссеров

Автор: Мария Галкова

От редакции.

Тему охраны труда звукорежиссеров и предотвращения профессиональных заболеваний мы начали недавней публикацией статьи И.А. Алдошиной. В этой статье мы продолжаем освещение проблем, связанных с защитой слуха.

Работа звукорежиссера предполагает ежедневное прослушивание большого количества аудиоматериалов различного качества и уровня громкости. Такая нагрузка на орган слуха, имеющий достаточно хрупкое и сложное строение, предъявляет серьезные требования к состоянию его здоровья.

Различают наружную, среднюю и внутреннюю части уха.

Наружное ухо составляют ушная раковина и наружный слуховой проход. Они предназначены для направления звуковых колебаний в сторону среднего уха, состоящего из барабанной перепонки и трех миниатюрных косточек, связанных между собой, – молоточка, наковальни и стремечка. Эта система передает колебания барабанной перепонки к улитке и усиливает их. Из полости среднего уха отходит слуховая (евстахиева) труба длиной около 40 мм, соединяющая ее с носоглоткой. Она участвует в поддержания атмосферного давления в барабанной полости.

К внутреннему уху относят улитку с полукружными каналами. Полукружные каналы участвуют в поддержании равновесия тела. Улитка имеет спирально извитую форму. Внутри нее по всей длине идет мембрана, состоящая из параллельных волокон различной длины и толщины, они постепенно удлиняются и утолщаются к концу улитки, как струны арфы. Мембрана покрыта рядами чувствительных клеток, составляющих так называемый «орган Корти», который превращает колебания волокон в нервные импульсы. Те, в свою очередь, передаются по слуховому нерву в височные области мозга.

Сложность строения, большое количество составных элементов слуховой системы обуславливают и разнообразие ее заболеваний. Но наиболее частой причиной поражения слухового аппарата у звукорежиссеров и музыкантов служат звуковые перегрузки. Громкие звуки уровня 70…90 дБ, воздействующие в течение длительного времени на орган слуха, приводят к необратимому повреждению чувствительных клеток внутреннего уха вследствие колебаний с большой амплитудой. Возникает так называемая нейросенсорная глухота, не поддающаяся лечению. Единственный способ – вживление в слуховой нерв специальных электродов, передающих цифровые сигналы прямо в мозг.

Журнал «Звукорежиссер» неоднократно обращался к теме защиты слуха от шума. Так, последние исследования, по данным И. Алдошиной, показывают, что музыка любого рода может приводить к ухудшению слуха, если в течение длительного времени на малом расстоянии от уха создаются звуки с уровнями, превышающими норму. Приносимый этим вред определяется по сдвигу порога слышимости, который сначала является временным (время восстановления слуха до нормального уровня может достигать 16 часов), а затем становится постоянным. Кроме того, такого рода воздействия расшатывают иммунную систему человека, разрушая регулирующие и защитные функции организма. Такая реакция, вероятно, обусловлена тем, что наша нервная система рефлекторно откликается на внешние раздражители, превышающие определенный порог. В результате иммунная система мобилизует защитные функции, отвлекая небезграничные ресурсы организма от выполнения иных, не менее важных задач – защиты от инфекций и т.п..

Средства защиты слуха должны применяться там, где уровень шума превышает 85 дБ. Это защитные наушники, одноразовые и многоразовые ушные вкладыши, которые сейчас выпускаются со специальными фильтрами, позволяющими сохранять АЧХ слышимого звука. В любом случае, при таком уровне шума нежелательно работать более восьми часов, а при уровне 88 дБ – более четырех часов.

Громкие звуки могут вызвать и такое состояние, как тиннитус. Тиннитус представляет собой фантомные слуховые ощущения, возникающие без внешнего источника реальных звуков. Он проявляется в виде жужжания, звона, шипения, свиста, пульсации, шелеста и других звуков. Эти ощущения могут иметь различную степень тяжести, от легкой до крайне тяжелой, что создает проблемы не только в работе звукорежиссера и музыканта, но и в повседневной жизни, например во время сна. Другими причинами появления тиннитуса могут быть стрессы, воспаления, атеросклероз. Поскольку лечение этого явления малоэффективно, то главное внимание нужно уделять его профилактике – не превышать допустимых норм громкости звука и длительности работы, избегать стрессов и провести санацию очагов хронической инфекции.

Поскольку воздействие громких звуков – не единственная возможная причина потери слуха, не стоит недооценивать последствий и других заболеваний, которые могут возникнуть у любого человека, но для звукорежиссера грозят стать причиной профнепригодности.

К ним, в первую очередь, относится инфекционное заболевание среднего уха (отит). Отит зарождается в нездоровом носе. Насморк длительностью более месяца приводит к сужению просвета евстахиевой трубы и созданию отрицательного давления в барабанной полости. Отмечается шум в ухе, ощущение заложенности, в первое время проходящее после глотательных движений. Затем в полости образуется гной, появляется резкая боль в ухе, повышается температура тела. В барабанной перепонке появляется отверстие, через которое гной вытекает в слуховой проход, при этом боль стихает, общее состояние нормализуется. Отверстие постепенно закрывается рубцом.

Обычно средний отит хорошо поддается лечению антибиотиками, но иногда заболевание прогрессирует, может развиться менингит, абсцесс мозга или другие тяжелые инфекционные осложнения, при которых не исключено срочное хирургическое вмешательство. Острое инфекционное воспаление среднего уха может перейти в хроническое, и это, несмотря на слабо выраженные признаки, продолжает угрожать здоровью человека. Важнейшим осложнением заболеваний среднего уха является тугоухость, вызванная нарушением звукопроводимости. Повторная инфекция в этой области может привести к частичному разрушению барабанной перепонки и слуховых косточек. В этих случаях лечение проводится с помощью хирургических операций.

В профилактике воспалительных заболеваний уха большое значение имеет нормальное носовое дыхание. Поэтому нужно своевременно лечить гайморит, благо в современных условиях для этого используются более эффективные и менее болезненные методы, чем применение молотка и долота. Для предотвращения возникновения простудных заболеваний можно пользоваться простым рецептом – ежедневно после прихода домой промывать полость носа соленой водой.

При всех инфекционных заболеваниях уха, горла и носа необходимо как можно раньше обратиться к специалисту и строго следовать его назначениям, не боясь использовать антибиотики, без которых сложно достигнуть полного выздоровления. Но специалист никогда не назначит при заболеваниях уха антибиотики аминогликозидного ряда (стрептомицин, канамицин, мономицин, гентамицин и их аналоги), так как может возникнуть так называемая «антибиотиковая тугоухость» вследствие токсического поражения чувствительных клеток внутреннего уха. Зная об этом, не занимайтесь самолечением, глотая первые попавшиеся под руку таблетки!

Как осложнение после гриппа и ОРВИ может возникнуть неврит слухового нерва, вызванный его токсическим поражением. Проявления его – снижение слуха, шум и звон в ухе. Показана скорейшая госпитализация заболевшего в ЛОР-отделение, так как при отсутствии интенсивного лечения слуховой нерв погибает в течение нескольких дней, что ведет к необратимой глухоте.

При некоторых заболеваниях (например, менингите или энцефалите) происходит разрушение определенных участков коры головного мозга. Если этот процесс затрагивает височную область, то может наблюдаться «симптом центральной глухоты». Такие больные хорошо слышат «чистые» звуковые сигналы, например, камертон, но совершенно не понимают обращенной к ним речи. У них нарушен синтез, и зашифрованные во внутреннем ухе сигналы так и остаются простыми сигналами, секрет шифра больными утерян. Как ни парадоксально — они глухие, хотя и обладают довольно острым слухом.

Большой дискомфорт в работе звукорежиссера может создать и менее серьезное заболевание – серная пробка. Наружный слуховой проход покрыт кожей, которая имеет серные железы. Ушная сера предохраняет от проникновения инфекции. Обычно происходит самоочищение слухового прохода от серы, но при избыточном ее скоплении возможно образование серной пробки. Консистенция ее, сначала мягкая, в дальнейшем становится очень плотной. Пока между пробкой и стенкой слухового прохода сохраняется хотя бы небольшая щель, слух может оставаться в пределах нормы. Однако при попадании в ухо воды во время купания или мытья головы серная пробка набухает, перекрывает слуховой проход и вызывает резкое понижение слуха. Если пробка давит на стенки слухового прохода и барабанную перепонку, то могут появиться ощущение заложенности уха, боль в ухе, головная боль, головокружение и даже кашель. Иногда отмечается аутофония — резонанс собственного голоса в заложенном ухе. Серные пробки врачи-оториноларингологи вымывают сильной струей теплой воды из специального шприца.

В ухо могут попасть инородные тела. У взрослых это могут быть часть спички, кусочки ваты. Извлекать их самостоятельно опасно, ибо при неумелых попытках извлечь инородное тело можно протолкнуть его глубже и повредить барабанную перепонку. В наружный слуховой проход могут попадать насекомые, которые вызывают очень неприятные ощущения и боль. Первая помощь при попадании в ухо насекомых заключается во вливании в слуховой проход нескольких капель жидкого масла (растительного, вазелинового). После этого пострадавшего необходимо уложить так, чтобы обеспечить отток из уха на «больную» сторону.

К нарушению звукопроводимости и тугоухости приводит отосклероз – заболевание, сопровождающееся патологическим разрастанием костной ткани в области овального окна внутреннего уха и прогрессирующим снижением подвижности слуховых косточек. Во многих случаях значительное улучшение слуха достигается с помощью хирургической операции.

Появление с возрастом так называемой старческой тугоухости обусловлено сложными сдвигами во всех отделах слуховой системы. Ушная раковина истончается, слуховой проход сужается, что затрудняет поступление звуковых волн. Барабанная перепонка утолщается. Снижается подвижность системы косточек среднего уха. Происходит естественная возрастная дегенерация и гибель чувствительных клеток кортиевого органа. Нарушается функция слухового нерва, определенные изменения возникают и в коре головного мозга. Очередность, скорость и степень выраженности этих перестроек в слуховой системе могут обусловливаться сопутствующими возрастными болезнями и вредным воздействием шумов на человека. Поэтому проблема профилактики старческой тугоухости – это проблема профилактики старения вообще, предупреждение воздействия этих факторов на человека.

Отмечено, что лица, ведущие активный и интеллектуальный образ жизни в пожилом возрасте, имеют лучший слух, чем люди того же возраста со сниженной интеллектуальной активностью. К числу неблагоприятных факторов риска по развитию преждевременной тугоухости относятся также неправильный режим трудовой деятельности, отдыха и образа жизни в целом, недостаточно здоровое питание, вредные привычки.

Можно заметить, что многие из перечисленных заболеваний в прогнозе имеют нарастание тугоухости, а потому требуют отказа от самолечения и скорейшего обращения к врачу-оториноларингологу. Берегите слух, ведь от серьезности отношения к здоровью зависят дальнейшая профессиональная пригодность звукорежиссера, а следовательно, и его благосостояние!

#Назад в Статьи