Мониторный звукорежиссер и его работа
Автор: Евгения Рогозина
Концертный мониторинг – отдельная область звукорежиссуры. Задача звукорежиссера на сцене состоит в том, чтобы создать артистам комфортные условия работы, в том числе обеспечить музыкантов персональным миксом и свести к минимуму влияние звука на сцене на звучание в зале. Еще одна важная задача – избежать возникновения акустической обратной связи.
Баланс, требуемый музыкантвм, часто очень далек от привычного для нас звучания. В зависимости от положения на сцене, артист слышит расположенные рядом инструменты и мониторы, и поэтому может потребовать такой микс, который нам покажется несбалансированным, зато ему удобным. Сложно судить о том, что на самом деле звучит в мониторе у артиста, находясь в центре зала или даже прослушивая его линию в контрольном мониторе или в наушниках за кулисами (где обычно и располагается мониторный пульт).
Организация сценического мониторинга – не рутина, она бывает разной, и зависит это от того, есть ли на сцене отдельный мониторный пульт с мониторным звукорежиссером, или же работа с мониторами осуществляется непосредственно из зала самим FOH-звукорежиссером. В чем различие? Если посыл на мониторы осуществляется из зала, то схема соединения выглядит следующим образом:
Рис. 1. Схема мониторной системы с FOH-пультом
Для такой работы потребуются пульты с большим количеством посылов на мониторы (aux-выходов). Если у нас, к примеру, четыре музыканта и, соответственно, четыре линии мониторов, то потребуется четыре aux-посыла Pre-Fader – чтобы баланс, отобранный в мониторы, не зависел от положений фейдеров, которое, вероятнее всего, во время концерта будет меняться. Также необходимы посылы на обработки. Получается, что количество auх’ов должно быть не меньше шести. А если мониторных линий не четыре, а больше? Тогда потребуются пульты с бо́льшим количеством aux-посылов, а лучше — отдельный мониторный пульт.
Если все же работа ведется с одного пульта, необходимо осторожно работать с ручками Gain (входная чувствительность), так как от их регулировки будет соответствующим образом меняться и громкость звука на сцене (причем во всех линиях одновременно). Поэтому входную чувствительность необходимо отстроить еще на саундчеке и больше не трогать. А если все же возникает необходимость что-то подправить на входе, то одновременно нужно компенсировать эти изменения aux-посылами.
Также необходимо помнить, что эквалайзер на ячейке пульта влияет на звучание инструмента как в зале, так и на сцене – если только это не пульт, где отбор на aux может осуществляться до эквалайзера (Pre EQ). Есть пульты, на которых можно делать переключения — aux-Pre или Post EQ. Такие переключатели есть в пультах Mackie серии 8-BUS, а также Allen&Heath, Midas. Если это все же пульт с AUX-посылом после эквалайзера, то все изменения тембра, производимые во время концерта, будут слышать и музыканты у себя в мониторах. Это не очень хорошо. Поэтому в таких случаях первоначально отстраивается звучание каждого инструмента в зале, потом необходимо послушать, как звучат инструменты в мониторах, и, если потребуется, что-то подправить, чтобы всем было комфортно, найти золотую середину в звучании либо компенсировать недостатки, настроив соответствующим образом эквалайзер монитора.
Очень удобно иметь два канала голоса, распараллеленных и приходящих на две отдельные линейки пульта. Одну линейку мы используем в зале, а вторую — для мониторов. Тогда у нас будет возможность независимо друг от друга корректировать звучание голоса в зале, при этом никак не влияя на голос, звучащий у артиста в мониторе.
Если мы имеем дело с мониторным пультом, то здесь тоже есть свои нюансы и тонкости. Мониторные пульты отличаются от FOH большим количеством aux-посылов. Специализированный мониторный пульт во многих случаях, но не всегда, является по совместительству и сплиттером. В этом случае сигнал с источников подается на входы пульта и снимается со специальных симметричных выходов, обозначенных как «to FOH» (не путать с direct out!). Различие между выходами direct out и to FOH заключается в том, что первые включены после всего: после регулятора входной чувствительности Gain, EQ, Aux, Pan (панорама) и канальных фейдеров либо после Gain (если есть переключатель direct), вторые — до всего, даже до Gain. Еще один признак специального мониторного пульта со встроенным сплиттером – канальные выходы у таких пультов всегда симметричные и выполнены на разъемах XLR.
Для работы на сцене чаще ставится обычный пульт, только с бо́льшим количеством auх’ов. К специализированным мониторным пультам относятся такие модели, как Yamaha PM 4000, Soundcraft SM-12, Allen&Heath GL2800 (GL2800M), Soundcraft FIVE MONITOR с 32 выходами.
У нас мониторные пульты не столь популярны и известны, как за рубежом. Это, скорее всего, объясняется отсутствием необходимости и высокой ценой, и, как следствие, малым выбором моделей пультов этого типа. Растущий спрос на персональный In-Ear мониторинг (IEM) привел к росту спроса на микшеры с большим числом моно- и стереовыходов. Стерео обеспечивает артисту более натуральную звуковую картину, но не всегда это практично, так как удваивает количество миксов и зачастую превышает возможности микшера. Некоторые модели пультов, такие как GL2800M, позволяют контролировать до восьми стереопар (и даже более) в комбинации персональных ушных мониторов со сценическими напольными. Каждый стереомикс в таких пультах имеет регулировки по уровню и панораме наряду с AFL-контролем каждого сигнала для ускорения работы.
Звукорежисссер должен слышать точно такой же мониторный микс, что и исполнитель. Для этого ему необходим контрольный монитор, расположенный рядом с пультом. Микс ушного мониторинга должен прослушиваться инженером через проводные или радиосистемы, аналогичные тем, которыми пользуется исполнитель. GL2800M, например, предлагает оба типа мониторинга по выбору. Можно также организовать режим follow IEM («следуй за IEM») таким образом, чтобы встроенный усилитель наушников использовался для малобюджетного IEM-мониторинга. Для этого предусмотрено гнездо 3,5 мм для миниджека.
Также в мониторных пультах, как правило, есть встроенный генератор розового шума для настройки и калибровки системы, независимая переговорная связь с каждым исполнителем и FOH-звукорежиссером, НЧ-фильтр на каждый микс, эквалайзер на каждом канале, функция DIM, позволяющая быстро решать проблемы с обратной связью, PFL- и AFL-индикация для быстрого контроля сигнала. В некоторых пультах aux-мастер имеет эквалайзер, удобный для выравнивания уровней в ушных мониторах или для контроля обратной связи.
Рис. 2. Схема мониторной системы с мониторным пультом
Мониторный звукорежиссер получает те же каналы, те же инструменты, что и FOH-звукорежиссер (если только в райдере не указано особо, что какие-то инструменты не требуют мониторинга). Их работа не должна влиять друг на друга. Все сигналы от источников приходят в сплиттер, который разветвляет сигналы – отдельно для FOH-пульта, отдельно для мониторного, с которого и ведется управление звуком на сцене.
У каждого музыканта своя линия мониторов, для каждого делается отдельный микс. Как правило, у мониторного звукорежиссера стоит контрольный монитор, идентичный мониторам, стоящим на сцене (если марки мониторов на сцене разные, то ставится монитор той же фирмы, что и на первой линии). С помощью этого монитора звукорежиссер прослушивает баланс, звучащий в каждой линии музыкантов. Некоторым удобнее работать в наушниках, так как порой звука на сцене бывает очень много, поэтому включение еще одного монитора добавляет излишнюю громкость и неразбериху.
Работая за мониторным пультом, удобнее использовать aux-посылы post fader, так как, если нужно убавить звучание какого-либо инструмента одновременно во всех линиях, делается это одним движением – изменением положения фейдера. Если же нужно изменить громкость инструмента в конкретной линии, делается это посылом. Каждый сигнал, приходящий на пульт, прослушивается, устанавливается нужное положение Gain, сигнал корректируется при помощи эквалайзера на линейке пульта и затем раздается в линии музыкантов. Конечно, первоначально должна быть проведена отстройка самих мониторов, о которой будет сказано ниже. Мониторному звукорежиссеру необходимо на саундчеке периодически прослушивать, что звучит в мониторах непосредственно на сцене, так как рядом могут находиться гитарные комбики, другие линии мониторов, и на сцене баланс может звучать несколько иначе, чем в контрольном мониторе у пульта и в наушниках.
Самое главное, чтобы артистам было комфортно работать, чтобы все необходимое было слышно и ничего не мешало. Для вокалиста, помимо своего голоса, обязательно наличие ритм-секции в мониторах — ударных, баса (если его недостаточно слышно напрямую из басового комбика), а также гармонической основы — клавишных, гитары. Что касается громкости голоса в мониторе, здесь существует небольшая хитрость. Чем громче себя в мониторе слышит певец, тем он тише начинает петь (и, соответственно, наоборот). Такие хитрости удобно использовать, работая с мониторами с FOH-пульта. При помощи мониторов можно «управлять» подачей, энергетикой артистов. Это касается не только певцов.
Гитарист, как правило, хочет слышать в мониторе себя, ударные, бас. Если гитарист является еще и бэк-вокалистом, то ему необходимо слышать и себя, и основной вокал. Главному же вокалисту, напротив, нужно слышать подпевки. Басисту в мониторы подаются ударные, главный вокал, соло-гитара, и, как это ни странно, бас. Здесь лучше в монитор дать баса больше, а басовый усилитель сделать потише. Так как монитор направлен на басиста, а комбик – в сторону зала и на сцену, то, сильно разогнанный, он может мешать и вокалисту, и звуку в зале
Клавишнику также нужно слышать ритм-секцию, вокал и свою партию (если нет клавишного комбика). Ударник обычно играет под клик, который подается с портостудии или электронного метронома, а в монитор подаются большой барабан, бас и вокал.
Это не правило, у музыкантов могут быть разные миксы. Но определенные стандарты существуют — всем нужно слышать ритм, чтобы не сбиваться, а вокалистам еще и гармонию. Неправильно, когда в мониторе звучат все инструменты, когда артист требует звучания на сцене, как в зале. Чаще из этого ничего хорошего не получается, звучит каша. Качество электроакустического тракта и акустическое влияние пространства сцены неминуемо вносят коррективы в понятие оптимального звукового баланса. Поэтому звук на сцене никогда не будет таким же, как в зале, а баланс инструментов в зале всегда отличается от звучания фонограммы. Однако в моей практике был случай, когда на небольшой сцене для ансамбля из семи человек располагался всего лишь один монитор (больше просто не было). И подавался в него сигнал с мастер-выхода пульта. То есть на сцене звучало то, что звучало и в зале. Артисты впервые работали в таком варианте. В итоге концерт прошел очень успешно, музыкантам было комфортно, звуком на сцене они остались довольны.
Если музыканты работают и в ушных мониторах, и с напольными, и миксы разные, то в такой ситуации в In-Ear монитор лучше подавать больше голоса и гармонической партии (для вокалиста), а ритмическую основу – в напольные мониторы, тем более что микрофон вокалиста часто очень хорошо «ловит» ударные, и c добавлением его в In-Ear линию туда же добавляются и они.
Иногда в своей работе мониторный звукорежиссер использует приборы динамической обработки: компрессию для баса, большого барабана, гейты для томов. Для вокала могут использоваться приборы пространственной обработки. Существует мнение, что с обработкой вокалисту легче петь. Но тут есть опасность, что удобство и «кайф» повлияют на чистоту интонирования. В напольные мониторы обработку лучше не подавать, так как это только добавит грязи, а вот в ушные мониторы можно немного добавить «холла». Но все это также индивидуально, зависит от конкретной обстановки, зала, настроения артиста. Иногда на сцене очень хорошо слышен отзвук, что создает тот самый комфорт, но только с естественной акустикой. Если только он не приходит с большой задержкой, иначе звук начинает «двоить».
Рис. 3. Расположение микрофонов записи во время концерта