Главная/ Статьи/ Мониторный звукорежиссер и его работа, часть 2
Мониторный звукорежиссер и его работа, часть 2

Мониторный звукорежиссер и его работа, часть 2

Автор: Евгения Рогозина

Настройка мониторов

Настройка напольных мониторов начинается с их расположения на сцене. Необходимо отталкиваться от расположения инструментов, а затем расставлять мониторы, и поставить их так, чтобы они не мешали артистам. Мониторы должны быть идентичными, т. е. одной фирмы, одной серии. Если и не все, то на одной линии должны обязательно стоять одинаковые мониторы. Иначе не избежать проблем с настройкой, так как у разных мониторов разная АЧХ (амплитудно-частотная характеристика). На каждой линии должен быть третьоктавный эквалайзер для коррекции АЧХ. Не всегда удается получить отдельный эквалайзер для ушных мониторов, в таком случае можно использовать линейку пульта, отправив сигнал из нужного aux-посыла на свободную линейку пульта, а из выхода линейки пульта – во вход передатчика. Не нужно забывать, что и в самих напольных мониторах часто бывает эквалайзер и перед отстройкой мониторного эквалайзера бывает полезно убедиться в нулевом положении потенциометров.

Сначала необходимо «прошуметь» мониторы, то есть отстроить при помощи анализаторного микрофона и спектроанализатора (в качестве анализаторного микрофона в данном случае лучше использовать микрофон вокалиста). Для этого необходимо обнулить эквалайзер, а затем, подав розовый шум на мониторы, вырезать все «торчащие» частоты. Потом можно послушать, как звучит тестовая фонограмма в данном мониторе. Для наглядности можно ее послушать до и после настройки со спектроанализатором.

Затем нужно настроить монитор под конкретный микрофон, например вокальный, подавая его в мониторную линию артиста до возникновения обратной связи (свиста), и убрать с помощью эквалайзера самые провоцирующие частоты (две-три, не более). Если нет возможности настроить монитор при помощи спектроанализатора, то будет достаточно сделать это, используя микрофон и тестовую фонограмму. А еще можно настраивать мониторы по своему голосу или по голосу кого-то из коллектива (в идеале – по голосу вокалиста). Если мониторы идентичные, достаточно отстроить одну линию мониторов, а остальные скопировать и уже только после этого раздавать инструменты. Монитор не должен «бубнить», «гудеть», «свистеть». Полезно убрать низ на эквалайзере: низкие частоты на сцене – это лишний гул, не считая, конечно, мониторов басиста и ударника. И часто низ идет от зала, от порталов и субвуферов и его на сцене достаточно.

Количество мониторов зависит от размеров площадки. Если это небольшой клуб, то на каждую линию ставится по одному монитору, на первую – два. Если большая сцена, то на первую линию может ставиться и четыре монитора, на остальные – по одному или два. Располагать мониторы нужно, учитывая направленность рядом стоящих микрофонов. Так, кардиоидные микрофоны наименее чувствительны в направлении тыла. Поэтому мониторы так и располагают – перед артистом и микрофоном. Если монитор находится в достаточной близости от микрофона, увеличить громкость звука этого монитора сверх определенного предела практически невозможно, так как возникает акустическая обратная связь и начинается процесс возбуждения мониторной системы. Одной из основных причин самовозбуждения мониторной системы, возникающего при низком уровне ее сигнала, является ограниченное пространство сцены, на котором мониторные акустические системы и микрофоны расставлены слишком плотно, а мониторы инструментов находятся близко от исполнителей. Необходимо учитывать направленность не только микрофонов, но и мониторов. Иногда на сцене используют подавители обратной связи (Feedback destroyer, Feedback suppressor), которые определяют частоту обратной связи и автоматически вырезают ее.

Существует ряд факторов, определяющих громкость работы мониторной системы. Есть один источник, уровень громкости которого является точкой отсчета для громкости всех других инструментов на сцене – это барабаны. На их фоне все остальные инструменты должны быть слышны. Чтобы в зале звук был качественным, необходимо, чтобы барабаны не попадали в микрофоны, предназначенные для других инструментов и вокала, или попадали лишь в незначительной степени, иначе регулировка их звучания будет невозможной. Вокальные микрофоны, например, прекрасно ловят звук тарелок. Можно, конечно, установить инфракрасный гейт на вокальный микрофон – гейт закрывается, когда вокалист отдаляется от микрофона. Но это радикальное решение (закрытие самого важного микрофона на сцене) неминуемо изменит общее звучание. По этой причине вокальные микрофоны располагают на достаточном расстоянии от ударной установки. Может спасти в такой ситуации ширма, которая ставится около ударной установки и отгораживает ее от других инструментов и микрофонов. (Последние годы часто применяют DrumShield – перегородки из оргстекла, дающие надежную звукоизоляцию, но не закрывающие музыканта и его инструменты от публики – прим. ред.)

Важно учитывать влияние рядом стоящих мониторов, тем более при небольших размерах сцены. Какие-то частоты могут складываться, какие-то вычитаться. Мониторы, стоящие в одной линии, могут оказаться в противофазе, что должно быть проконтролировано, а при обнаружении исправлено. Если мы имеем дело с коаксиальными мониторами, то лучше их не ставить рядом друг с другом, так как могут возникнуть фазовые сложения и вычитания. Ставить их нужно на одной линии (рис. 1).

Рис. 1. Расположение коаксиальных мониторов

Выше шла речь о рок- или поп-коллективах, состоящих из вокалиста, ударника, басиста, гитариста и клавишника. А если мы работаем с джазовым коллективом, биг-бендом или оркестром, то здесь будут иметь место мониторы для групп инструментов.

В целом мониторинг можно разделить по функциям на:

— персональный (для одного артиста);

— групповой (для нескольких человек ансамбля);

— оркестровый (для групп оркестра).

Как правило, в джаз-оркестрах на духовую часть (медные, кларнеты с саксофонами) микрофоны ставятся по группам. И по группам же расставляют и мониторы. Отстраивать такие линии можно следующим образом: введя все микрофоны этой линии до возникновения акустической обратной связи (предварительно отстроив их по чувствительности и коррекции). Нужно иметь в виду, что в группе могут встретиться несфазированные микрофоны. Тогда определить частоту «завязки» будет невозможно. Противофаза может проявить себя скользящим тоном (sweep), то есть «завязка» будет возникать не сразу на определенной частоте, а проскакивать через три-четыре октавы буквально за секунду. Если такое случилось, надо найти несфазированный микрофон общепринятыми методами, убрать его из мониторов или исправить нажатием кнопки изменения фазы и продолжать настройку без него.

Если мы имеем дело с симфоническим оркестром, выступающим с рок-коллективом, то обязательно наличие монитора у дирижера. Ставить мониторы самому оркестру крайне опасно, так как они будут попадать на конденсаторные микрофоны инструментов. (За рубежом иногда всем оркестрантам раздают наушники с мониторным миксом, у нас такое практикуется только в студиях при записи оркестров для кино или совместно с эстрадным составом – прим. ред.) Но если это небольшой ансамбль струнных, выступающий без дирижера, то без мониторов в такой ситуации не обойтись. В таком случае громкость мониторов должна быть минимальной. И подаются в монитор только необходимые инструменты – голос солиста, соло-гитара (если она есть), возможно, перкуссия и понемногу всех оркестровых инструментов (рис. 2)

2. Расположение мониторов в оркестре

При работе с танцевальными коллективами мониторы должны не только служить источником музыкального сопровождения, но и не мешать перемещаться по сцене. В таких случаях ставятся мониторы на первую линию, а также прострелы по бокам.

В театрах используются несколько акустических систем – порталы и арьеры, которые висят в глубине сцены и служат не только для воспроизведения эффектов второго, дальнего плана, но и являются мониторами для актеров. Речь идет не о музыкальных спектаклях-мюзиклах, а о драматических спектаклях. Мюзиклы представляют собой большие музыкально-танцевальные композиции, где используются и микрофоны, и мониторы для артистов-певцов и танцоров.

Концерты могут быть сольными либо сборными. Во втором случае удобнее использовать цифровые пульты как для FOH, так и для мониторного звукорежиссера. Для каждой группы в таком пульте создается свой пресет, который сохраняется после саундчека. Все настройки мониторов, эквализации, уровни посылов сохраняются. На концерте останется поставить на нужные места мониторы и микрофоны (если они двигались предыдущими коллективами), загрузить свой пресет и отработать выступление. Весьма желательно также для подстраховки сохранять настройки на свой носитель.

Настройка звука на сцене осложняется из-за проникновения звука из зала на сцену и наоборот. Для ускорения процесса настройки вначале следует настраивать звук на сцене при выключенной портальной системе – ведь первичным является звучание на сцене, потому что от него зависит, насколько музыканты слышат все нюансы исполнения. При выключенном звуке в порталах мониторная система должна звучать сухо и с некоторым недостатком низких частот и реверберации. После включения портальной системы произойдет «утечка» низких частот на сцену, и звук станет более мягким и объемным.

Очень сильно влияют портальные акустические системы, если они имеют широкий угол раскрытия и расположены так, что часть прямого звука попадает на сцену. Тогда нужно либо разворачивать порталы от сцены, либо отстраивать мониторы с учетом звука от порталов. Также на мониторный звук влияют портальные кабинеты, стоящие на сцене, и субвуферы, расположенные под сценой. Тогда мы в изобилии получаем и низ, и вибрации. В такой ситуации можно отрезать низ на самих мониторах, чтобы избежать излишнего гула. Также никуда не деться от отзвука самого зала, который будет возвращаться обратно. И то, сколько его будет и каким он будет, зависит, в первую очередь, от конструкции самого помещения, и, конечно же, от уровня громкости в зале. А уровень громкости в зале, в свою очередь, также напрямую зависит от уровня громкости на сцене. Чем громче звук на сцене, тем сложнее управлять звуком в зале. Поэтому здесь, как и во всем, необходим баланс.

Применение задержек

Как известно, звук в помещениях распространяется не только в прямом направлении, он, как правило, отражается от стен, пола и потолка и приходит к слушателю с нескольких сторон. Человек инстинктивно воспринимает направление на источник звука по задержке сигналов относительно друг друга. То направление, откуда звук приходит раньше, для человека и будет направлением на источник. Это свойство слуха используется в концертной технике при озвучивании больших площадок, когда для равномерного покрытия площади необходимо устанавливать несколько комплектов портальной акустики. Если эта дополнительная акустика окажется за спиной у слушателя, то ему будет казаться, что звук идет не со сцены, а сзади. Для устранения этого нежелательного эффекта используются линии задержки.

Линии задержки – это устройства, предназначенные для задержки сигналов на некоторый заданный промежуток времени. Время задержки определяется длиной пути в линии задержки звуковой волны, деленной на скорость ее распространения. В современных приборах используется компьютерная обработка оцифрованного сигнала. Она обеспечивает автоматическое управление временем задержки, а также коммутацию без шумов.

В звукоусилении линии задержки используются для улучшения разборчивости, уменьшения опасности акустической обратной связи, регулировки или коррекции звукового баланса, для создания звуковых спецэффектов. Поэтому сигнал для них задерживают таким образом, чтобы звук с передних порталов долетал до слушателя раньше. У него в этом случае создается полное ощущение, что сзади колонок просто нет, а весь звук идет спереди. При помощи линий задержек мы виртуально смещаем портал и совмещаем кажущийся источник звука, выдаваемый портальной акустикой, с реальным источником, находящимся на сцене.

Чаще всего портальный звук задерживают относительно ударной установки – самого громкого инструмента на сцене. Таким образом, звук от порталов становится менее ощутимым для артиста, стоящего на сцене, ведь во время концерта он слышит излучение от тыльной стороны портальных кабинетов, а при помощи задержек звук оказывается как бы за исполнителем. За счет этого уменьшаются и отражения от задней стенки зала. Артист ощущает себя намного комфортнее. К тому же мониторы первой линии становятся как бы в противофазе к порталам, благодаря чему исчезает преувеличенное количество низких частот, присущих звуку на сцене. Все это благотворно влияет на общее звучание. Повышается разборчивость, четкость, улучшается атака, уменьшается опасность возникновения акустической обратной связи.

Линии задержек используют и для мониторов. Можно задержать все мониторные линии относительно чего-то превалирующего, например прострелов. На эту же линию в таком случае смещаются и порталы. Для чего все это? У каждого монитора свое звуковое поле. А мониторов на сцене много, расположены они порой на большом расстоянии друг от друга, и звук от них распространяется пусть с небольшой, но временной разницей. Таким образом, создается разрозненное звуковое поле. А располагая их на одной линии, мы фокусируем звук, создаем единый фронт волны у всех мониторов. Благодаря этому улучшается разборчивость, тембр, снижается риск возникновения обратной связи.

Настраивают линии задержек либо на слух, подавая импульсный сигнал одновременно в монитор, расположенный в точке предполагаемого размещения ударной установки и направленный в зал (в том случае, если за точку отсчета принята ударная установка) и через задержку в порталы. Меняя время задержки, добиваются слитности звучания. Либо настраивают при помощи анализаторного микрофона, звуковой карты и компьютера с соответствующей программой. Таким же образом устанавливается время задержек и для мониторов. Используют линии задержек для мониторов крайне редко, только на больших зальных площадках.

Все вышесказанное относится к задержке на выходе из пульта, когда задерживается готовый микс. Но в том случае, когда необходимо задержать отдельный канал, применяются задержки по входу. Это дает возможность виртуально перемещать определенного исполнителя ближе или дальше.

В театральных залах линия задержки может использоваться в системе, предназначенной для воспроизведения спецэффектов (гром с раскатами, надвигающийся со сцены, рев двигателей пролетающего самолета, лай бегущей собаки и т. п.), а также для создания разных звуковых планов и совмещения реальных исполнителей с их звуковым образом. Такая система (например, TTA StageTracker) может абсолютно точно позиционировать голос каждого актера и уровень сигнала для каждого зрительского места в зале. Голос актера всегда будет точно соответствовать его местоположению на сцене.

Итак, главная задача мониторного звукорежиссера – создать комфортные условия для артиста. От этого напрямую зависит то, что будет звучать в это время в зале, а значит, и комфорт пришедших на концерт зрителей. Если исполнитель не слышит ритмической основы, гармонии, или наоборот, что-то ему мешает, это может негативно сказаться на качестве исполнения. Поэтому, хотя работа мониторного звукорежиссера и скрыта от взора публики, его роль сложно переоценить.

#Назад в Статьи