Главная/ Статьи/ Микрофонный оператор в театре Часть 2
Микрофонный оператор в театре Часть 2

Микрофонный оператор в театре Часть 2

Автор: Мария Петрова

Звукоусиление актерской речи с помощью индивидуальных микрофонов 

В современных театральных постановках индивидуальное звукоусиление актерской речи встречается повсеместно как в драматических, так и в музыкальных спектаклях. Конечно, применение индивидуальных микрофонов по сравнению с общим подзвучиванием дает множество удобств, как актеру, так и звукорежиссеру за пультом. Актеру – свободу передвижения по сцене, направления и динамики подачи текста. Звукорежиссёру – возможность индивидуальной настойки каждого тембра, выстраивание более гибкого мониторинга и баланса между голосами актеров, а также их баланса с фонограммой или музыкальными инструментами по плану. Как правило, каждый актер, имеющий какой-либо текст в роли, получает свой индивидуальный микрофон с закрепленным за ним номером радиопередатчика. Но если количество микрофонов меньше, чем количество актеров, нуждающихся в звукоусилении, микрофон может перевешиваться микрофонным оператором с одного артиста на другого от сцены к сцене согласно партитуре.

Индивидуальные микрофоны могут быть двух видов: петличные микрофоны, которые пришли в театр из телевещания, и гарнитуры, которые отличаются от петличек наличием жесткого каркаса – оголовья. Гарнитуры и петличные микрофоны на сегодняшний день очень миниатюрные, могут быть разных цветов и имеют множество способов крепления, поэтому визуально их использование становится практически незаметным для зрителей. Все характеристики подбираются под конкретного артиста конкретной постановки.

Петличный микрофон DPA 4060 и гарнитура Sennheiser HSP 2

Какой именно тип индивидуального звукоусиления использовать в том или ином спектакле, решает звукорежиссер, полагаясь на плюсы и минусы каждого варианта. Гарнитура, как правило, находится гораздо ближе к источнику звука, чем петличный микрофон, а соответственно менее восприимчива к обратной связи. Также она более устойчива от заливания микрофона потом, т.к. находится на некотором расстоянии от лица. Но визуально гарнитура гораздо сильнее бросается в глаза зрителей и рушит атмосферу действия. Для многих режиссеров это может быть принципиальным моментом. Петличка же имеет более скрытое и незаметное размещение на артисте, кроме того, ее положение может быть очень разнообразным, таким образом легко найти такое местоположение микрофона, которое будет устраивать и звукорежиссера и не мешать, к примеру, гриму или костюму.

При быстрых переодеваниях хорошо закрепленный петличный микрофон не мешает артисту, в отличие от гарнитуры, которую легко задеть. Однако петличка более восприимчива к затеканию от пота, а также может отклеиться во время спектакля. По вышеописанным причинам петличные микрофоны в театре используются гораздо чаще, но и к гарнитурам часто прибегают, особенно в тех постановках, когда актер выходит в зал и играет перед портальными акустическими системами. Также есть немало артистов, попросту отказывающихся клеить микрофоны на лицо.

И гарнитура, и петличный микрофон могут иметь разные диаграммы направленности. В театрах предпочтение отдается всенаправленным микрофонам. Они имеют более естественное и равномерное звучание и при небольшом смещении, например, если петличка начинает отклеиваться и смотреть на источник звука под несколько другим углом, разница в тембре будет не так уловима на слух.

Однако существуют сторонники применения кардиоидных микрофонов в театре, т.к. с их применением гораздо меньше вероятность возникновения обратной связи и фазовых искажений при большом количестве одновременно открытых микрофонов. Но, как показывает практика, бороться с данными явлениями гораздо эффективнее с помощью грамотно выстроенного мониторинга, прописанного в шоу в микшерном пульте с вызовом сцен и техникой ведения спектакля «line by line». В этом случае каждый микрофон открывается только на реплики артистов непосредственно в момент их произнесения.

Способы крепления петличного микрофона и гарнитуры

Существует несколько способов крепления петличного микрофона на артиста, применяемых в театральных постановках. Первый и наименее распространенный – фиксация микрофона с помощью специальных крепежей-прищепок или булавок на костюм на уровне ключицы или чуть ниже.

Петличный микрофон, закрепленный на костюме.

К такому способу прибегают в том случае, если по тем или иным обстоятельствам нет возможности зафиксировать микрофон на лице у артиста. Но такое положение петличного микрофона имеет несколько минусов.

Первый из них – существенное изменение тембра голоса при повороте или запрокидывании головы. При значительном звукоусилении постоянное изменение расстояния от микрофона до источника звука будет очень заметно на слух.

Второй – большое количество шумов, связанных с тем, что при таком положении очень легко задеть микрофон каким-либо элементом костюма, реквизитом или даже волосами. Сцены, при которых  актеры должны активно взаимодействовать друг с другом, танцевать, драться или обниматься, с точки зрения звукоусиления становятся настоящей проблемой для звукорежиссера.

Поэтому более распространённый способ крепления петличного микрофона и в драматических, и в музыкальных спектаклях – на скулу актера, выше щеки так, чтобы направление головы микрофона было нацелено на уголок рта. Это способ дает красивое и естественное усиление актерской речи, и тембр не меняется от положения головы, т.к. микрофон находится на одном и том же месте относительно источника звука. Попадание в микрофон шумов, связанных с тем, что актер может схватиться за лицо руками или же просто задеть, остается возможным, но все-таки существенно снижается в сравнении с предыдущим способом.

Для того, чтобы закрепить петличку в этом месте, микрофонному оператору понадобится специальный гипоаллергенный скотч. (О том, каким он бывает, далее в разделе, посвященном аксессуарам, необходимым микрофонному оператору для стабильной работы). При таком положении микрофона, провод, как правило, крепится в трех местах: на скуле, за ухом и на шее. Может потребоваться дополнительная проклейка на спине, если у артиста или артистки в спектакле оголенная спина. Это минимизирует риск того, что провод зацепится за что-либо.

Петличный микрофон, закрепленный на скуле при помощи скотча.

При фиксации скотчем микрофонного провода за ухом важно, чтобы он не был излишне натянут, иначе голова микрофона может уйти под скотч, закрепленный на скуле, что повлечен за собой искажение тембра. Но провод не должен быть и слишком ослаблен, так как в этом случае провод будет постоянно вылезать из-за уха и отвлекать артиста.

Когда микрофонный провод фиксируется на шее, очень важно попросить актера повернуть голову в сторону, противоположную той, где располагается микрофон. Это нужно для того, чтобы при повороте головы на сцене скотч на шее не отклеился или не тянул сам провод. При проклейке петлички на спине, провод следует волнообразно изгибать и фиксировать скотч в конце каждого изгиба. Это так же спасет от отклеивания и натяжения провода при наклонах тела.

Если актер играет в специальной гримерной нейлоновой шапочке, которая необходима для фиксации париков, то для крепления провода за ухом и на затылке можно пользоваться специальными заколками, которые фиксируют провод на этой шапочке. Это удобно, если актер потеет, отчего у него часто отклеивается скотч, закрепленный за ухом.

При фиксации микрофона на скуле также важно учитывать грим и прическу артиста. Различные бороды, усы, бакенбарды и свисающие локоны могут задевать голову микрофона, в таком случае микрофонный оператор будет вынужден приклеить микрофон либо чуть ближе ко рту, либо чуть дальше. Однако не стоит забывать, что чем дальше микрофон располагается от источника звука, тем меньше высоких частот он воспринимает. Во избежание этого практически у всех известных фирм, выпускающих петличные микрофоны, в комплекте идут специальные сменные грили с подъемом в области высоких частот. При слишком близком расположении микрофона ко рту могут возникнуть нежелательные задувы и излишне подчеркнутые шипящие и свистящие согласные.

Влияние разных грилей на АЧХ микрофона DPA 4060

Также важным вопросом при фиксации микрофона на артиста является выбор стороны крепления микрофона. Этот выбор происходит на стадии постановочного процесса, то есть подготовки выпуска спектакля. На него влияют несколько факторов:

 — какой стороной актер чаще повернут к зрителю (в таком случае затрагивается лишь визуальная составляющая);

— наличие на артисте прически или головного убора с вуалью, бахромой и прочими аксессуарами, которые могут задевать голову петличного микрофона;

— с какой стороны от актера находятся различные отражающие поверхности, которые могут исказить тембр. Возможно, в одной из сцен он лежит на щеке;

— с какой стороны от актера в непосредственной близости находятся другие артисты, проговаривающие какой-либо текст. Повесив микрофон на другую сторону, мы минимизируем возникновение фазовых искажений.

Учитывая все эти моменты, выбирается сторона крепления петличного микрофона, но она не обязательно должна быть одной на весь спектакль. Микрофон может переклеиваться с одной стороны на другую, если того требует партитура. Однако, чтобы не заниматься постоянной переклейкой провода, можно использовать еще один распространенный метод крепления – на лбу. Этот способ наиболее часто практикуется в музыкальных спектаклях и в мюзиклах, поскольку дает красивое и более яркое усиление как на тихих диалогах, так и при громком пении. Кроме того, при таком положении микрофона возникновение различных шумов от актерской игры сводятся к минимуму. Еще одним плюсом этого способа является то, что визуально этот метод крепления наиболее незаметный для зрителя.

Петличный микрофон, закрепленный на лбу.

Чтобы закрепить микрофон таким способом, как и при других положениях, потребуется специальный скотч и заколки. Если актер на спектакле работает без парика, тогда в первую очередь нужно сделать пробор в волосах, куда будет спрятан провод и закрепить его с помощью специальных заколок. Для уверенной фиксации лучше всего использовать три заколки: одна из них крепится недалеко ото лба, вторая – чуть дальше на макушке, и третья – на затылке. Кроме заколок, провод фиксируется скотчем рядом с головой микрофона и на шее. Если актер играет спектакль в парике, тогда таким же образом заколки крепятся на гримерной нейлоновой шапочке. Но стоит понимать, что при неисправности микрофона доступ к нему будет  осложнен из-за надетого парика поверх провода.

С лысыми актерами все еще проще — провод фиксируется скотчем в тех же местах, где крепятся заколки. Если в спектакле используются головные уборы или очки, которые актер должен периодически сдвигать на лоб, такой метод крепления, к сожалению, не подойдет для звукоусиления. Если все же головной убор используется лишь в одной сцене и у одного актера, от такого способа можно не отказываться, а сделать дополнительный передатчик с микрофоном. Передатчик прячется внутрь головного убора и фиксируется с помощью специального кармана, а сам микрофон крепится к выступающей части шляпы, кепки и т.д. и направляется в сторону источника звука. Придать точное направление микрофонному проводу можно с помощью тонкой лески, обмотав ее вокруг провода около головы петлички.

Бывают и тяжелые для звукоусиления случаи, где ни один из вышеописанных способов крепления микрофона не подойдет, например, использование масок, полностью закрывающих лицо. Если это несменяемая маска или же она находится на актере продолжительное время, тогда микрофон крепится прямо на нее. Если же смена масок происходит часто и у большого количества актеров, то микрофон закрепляется на ухе.

Сделать это можно двумя способами. Для первого потребуется сначала сделать специальный держатель, для изготовления которого понадобится обычная вешалка из проволоки, с которой надо срезать крючок. Этот крючок подгоняется под размер уха актера, так, чтобы он сидел довольно плотно и не спадал. Острые края крючка обматываются скотчем, чтобы не царапать кожу артиста. Провод закрепляется вдоль проволоки либо с помощью скотча, либо специальных силиконовых насадок. После того, как держатель надет на ухо, остается закрепить провод за ухом и на шее, как в случае в петличкой, расположенной на щеке.

Петличный микрофон, закрепленный на ухе.

Второй способ гораздо менее бюджетный – под каждого артиста, играющего с большим количеством масок, изготавливается заливка в ухо с крепежом для микрофонного провода. Но сделать такой держатель самостоятельно не получится – только в лабораториях, специализирующихся на изготовлении заливок для кастомных наушников и затычек. При хранении заливок важно обязательно их пометить, так как они являются индивидуальными для каждого артиста и попросту не сядут в чужое ухо. Все это делает такой метод крепления микрофона не слишком популярным, но у него есть и свои плюсы. Заливка крепко держится в ухе, соответственно микрофон на протяжении всего спектакля строго держит свое положение относительно рта и не может отклеиться. К тому же такое расположение визуально не привлекает внимания зрителя.

Петличный микрофон в ушной заливке.

Каждое из перечисленных расположений петличного микрофона на артисте выбирается из многих индивидуальных особенностей каждого персонажа отдельно взятого спектакля. Однако желательно, чтобы положение микрофона относительно источника звука на всех артистах в одной постановке было одинаковым, поскольку разная АЧХ и количество отражений, попадающих в микрофон, сильно влияют на слуховое восприятие зрителя. Ниже представлены графики зависимости АЧХ петличного микрофона Sennheiser MKE 2 от его расположения на артисте.

Зависимость АЧХ микрофона MKE 2 от его расположения на артисте

Наиболее распространенными петличными микрофонами для театра являются DPA 4060/1, 6061/2, Sennheiser MKE 1/2, Shure Twinplex, Point Source и др. Зная плюсы и минусы каждого из микрофонов, можно умело применять их в зависимости от приоритетов конкретной театральной постановки. К примеру, DPA 4060/1, 6061/2 – прекрасно звучащие микрофоны с довольно маленьким капсюлем и тонким проводом. Артисты практически не ощущают их на себе, за что их чаще, чем остальные из перечисленных петличек, используют в мюзиклах и в постановках, которые предполагают много танцевальных номеров. Но он довольно легко затекает от пота и воды, поэтому, применяя данный микрофон для звукоусиления, обязательно следует иметь резервную петличку хотя бы для главных героев, а также постоянный мониторинг со стороны микрофонного оператора.

Sennheiser MKE 2 – тоже довольно распространенный петличный микрофон как в театре, так и на телевидении. Он лучше защищен от проникновения воды и пота, так как его грили имеют двойную сетку, поэтому капле сложнее проникнуть внутрь. Но его большой недостаток — толстый провод и вес. Он гораздо чаще, чем DPA, отклеивается от кожи артиста и при долгой носке или активных действиях начинает тянуть. Поэтому в мюзиклах такой микрофон используется гораздо реже, однако на спектаклях разговорного жанра или как петличка, прикрепленная на одежду – это прекрасный вариант.

Его собрат МКЕ 1, напротив – максимально незаметный и невесомый микрофон с очень тонким проводом. От МКЕ 2 он отличается более низкой чувствительностью и менее выраженными низкими частотами.

Модели Shure Twinplex и Point Source вышли в производство гораздо позже, чем вышеупомянутые микрофоны. Их главная особенность– повышенная защита от влаги и пота. Поэтому в спектаклях, где активно используется вода и есть артисты с повышенным потоотделением, рекомендуется использовать именно эти микрофоны. Хотя по всем остальным характеристикам они менее выигрышные, чем DPA или Sennheiser.

В работе с гарнитурами вариаций ее положения гораздо меньше. Как правило, крепление гарнитуры может быть размещено как слева, так и справа. Сторона выбирается по тому же принципу, как и в работе с петличным микрофонном. Также у многих гарнитур есть возможность выдвинуть держатель дальше или ближе к источнику звука. Если по каким-либо причинам микрофон должен располагаться очень близко ко рту, и он ловит много взрывных согласных или задувается от дыхания актера, в комплекте всегда есть ветрозащита, которая снизит или совсем избавит от подобных проблем. Закреплять или не закреплять гарнитуру дополнительно скотчем – зависит от активности актеров на сцене. Если спектакль довольно статичный, то даже просто надетая на уши гарнитура будет довольно плотно сидеть и не менять своего положения, главное – подогнать ее под размер головы артиста. Если же актер на сцене танцует и совершает различные активные движения, то лучше гарнитуру дополнительно фиксировать скотчем на щеке рядом с ухом, ближе ко рту и можно дополнительно зафиксировать само оголовье за ухом.

Гарнитура, закрепленная скотчем

Также нужно знать, что гарнитуры могут быть двуухими и одноухими. Однооухая гарнитура обязательно дополнительно фиксируется скотчем, т.к. имеет не такую надежную фиксацию, из-за чего микрофон будет постоянно менять свое положение относительно рта. Иногда оголовье производителя гарнитуры оказывается слишком жестким для артиста и мешает ему надевать различные парики и маски. Для таких случаев существуют специальные мягкие оголовья, например, DPA HE2F12, которые практически не ощущаются на голове и избавляют от проблем, связанных с масками и париками. Наиболее распространенные гарнитуры в театре: DPA 4066 (круговой направленности), 4088 (кардиоидной направленности), Sennheiser HSP 2 (круговой направленности), HSP 4 (кардиоидной направленности).

Выбор между использованием петличных микрофонов или гарнитур в постановке зависит от многих факторов:

— Насколько близко от порталов артисты проговаривают какой-либо текст. Если мизансцены в постановке построены так, что актеры часто находятся перед основными акустическими системами зала (порталами), то, конечно, предпочтение будет отдано кардиоидным гарнитурам во избежания возникновения обратной связи.

— Насколько близко к актерам располагается напольный мониторинг и как сильно он «разогнан». Порой декорации или размеры сцены не позволяют расположить мониторы наиболее предпочтительным для звукорежиссера образом, они может располагаться либо слишком близко, либо слишком далеко и посылы в мониторы могут быть очень велики. В таком случае использование гарнитур опять же будет более предпочтительным вариантом.

— Особенности костюмов. Например, использование ростовых кукол в спектакле всегда является сложным моментом для звукоусиления актерской речи. Еще на этапах разработки костюмов следует проговорить с художником по костюмам, чтобы между головой артиста и головой куклы оставался воздушный зазор, а также, чтобы внутренняя отделка костюма была сделана из мягких поглощающих материалов. В данном случае, опять же, применение гарнитуры будет более верным решением, поскольку она ближе располагается ко рту, ловит меньше отражений от поверхностей головы и не отклеится от лица под жарким костюмом.

— Особенности грима. Бывают ситуации, когда и борода, и парик настолько пышные, что не оставляют места для крепления петличного микрофона на лице. Классический пример – образ Деда Мороза, у которого большая борода с пышными усами и париком закрывают большую часть лица. В этом случае применение гарнитуры будет хорошим вариантом для звукоусиления ещё и потому, что ее можно отодвинуть ото рта на достаточное расстояние, чтобы борода не цепляла голову микрофона, создавая посторонние шумы.

— Индивидуальные особенности/предпочтения артистов. Есть ряд артистов, которые принципиально ничего не клеят на лицо, также есть артисты с очень тонкой и чувствительной кожей, у которых даже медицинский гипоаллергенный скотч вызывает ожоги или покраснения. Иногда, в таких случаях звукорежиссер соглашается на использование гарнитуры вместо петличного микрофона. Также выбор в пользу гарнитуры может быть совершен, если артист имеет повышенную потливость и петличный микрофон очень часто отклеивается или затекает во время шоу. О затекании капсюля микрофона потом и о том, какими методами можно с этим бороться –далее в следующем разделе.

Проблемы и резервирование в работе с петличными микрофонами и гарнитурами.

Одной из наиболее частых проблем при использовании петличных микрофонов и гарнитур является затекание капсюля микрофона потом артиста. На слух оно воспринимается как постепенная потеря высоких частот в сигнале вплоть до полного исчезновения сигнала.

Есть несколько методов борьбы с данным явлением. Первый из них – отдаление микрофона от кожи лица с помощью специальной стоечки из скотча. Для того, чтобы ее сделать перед тем, как фиксировать скотч на артисте, нужно сомкнуть скотч вокруг микрофонного провода и оставшиеся «лапки» закрепить на лице. Делать ее можно и при положении микрофона на лбу и на скуле/щеке.

Отдаление петличного микрофона от лица с помощью скотча

Второй способ – использование резервного микрофона. Как правило, резервная петличка такая же, как и основная, чтобы при переключении на нее настройки канала были актуальны и для резервного микрофона. Чаще всего такой способ применяется только к артистам, исполняющим главные роли, поскольку он сильно увеличивает количество используемых радиоканалов. Расположение резервного микрофона может быть как одинаковым с основным микрофоном, так и отличаться от него. Плюсами одинакового расположения основного и резервного микрофона являются актуальность всех настроек как для одного, так и для другого микрофона. Минусом – высокая вероятность затекания резервной петлички вместе с основной, так как они находятся в одинаковых условиях. Однако если причиной отсутствия сигнала с основного микрофона является не пот артиста, а неисправность кабеля, помехи в радиоканале, севшие батарейки и прочее, то это очень хороший и надежный способ резервирования.

При одинаковом расположении основного и дублирующего микрофонов два провода склеиваются в один либо с помощью скотча, либо специальных резинок и инструмента. Для дополнительной защиты от пота два провода у лица можно склеить тканевым телесным скотчем, таким образом капля пота с лица или волос артиста скатываясь по проводу будет впитываться в скотч и не достигать капсюля микрофона. Разнесенное расположение микрофонов более безопасное с точки зрения защиты от затекания, но переключение основного микрофона на альтернативный может быть более заметным на слух.

Способы резервирования петличного микрофона

Резервирование происходит как на петличных микрофонах, так и на гарнитурах. В случае гарнитур дополнительный петличный микрофон приклеивается к держателю гарнитуры, или же используются две гарнитуры разных размеров с левой и правой стороны.

Способы резервирования гарнитур

Стоит иметь в виду, что наличие резервного микрофона означает и появление дополнительного радиопередатчика на артисте, а также дополнительного канала на микшерном пульте. На некоторых консолях есть функция альтернативного входа в канал. Она очень удобна, поскольку позволяет оперативно заменить вход линейки, сохраняя все его настройки, посылы и наборы в VCA.

Если проблемы возникли с каналом, не имеющим резерва или же перестали работать оба микрофона, то у микрофонного оператора всегда должна быть наготове резервная петличка с передатчиком. Очень часто бывает, что проблему с микрофоном нужно решить за считанные секунды, и нет времени проклеить новый провод так, как того требует партитура. В таком случае новый микрофон быстро крепится на одежду с помощью специальной прищепки. С таким положением микрофона артист отыгрывает сцену, пока не уходит за кулисы на более продолжительное время, где микрофонный оператор уже проклеивает новую петличку таким же образом, как и вышедшую из строя. Если же микрофон вышел из строя во время или непосредственно перед музыкальным номером артиста, то наилучшим выходом будет дать ему ручной радиомикрофон, который так же, как и резервная петличка с передатчиком, всегда должен быть наготове у микрофонного оператора.

Также следует понимать, что провода петличных микрофонов и гарнитур достаточно хрупкие и требуют бережного отношения. Одно из самых слабых мест микрофонного провода — у разъема. Никогда провод у разъема не должен быть в натяжении, ни при эксплуатации, ни при хранении! Это грозит разрывом контактов! Чтобы избежать этого, во время проведения спектакля, перед тем как класть передатчик в специальный карман, стоит оборачивать провод один или несколько раз вдоль передатчика, оставляя небольшую петлю у разъема. Разъемам микрофонов вообще стоит уделять особое внимание. От постоянных движений и трений об одежду они часто разбалтываются, что приводит к громкому треску от смыкания и размыкания контактов. Поэтому обязательным правилом микрофонного оператора перед подклейкой провода к коже артиста является проверка и закручивание разъема провода к разъему передатчика. У разных петличных микрофонов и гарнитур могут быть разные разъемы. Наиболее предпочтительным вариантом будет использование микрофонов с разъемом, соответствующим разъему передатчика без применения переходников, поскольку они являются дополнительным уязвимым звеном в звуковом тракте. Однако если все-таки переходники используются, то каждое соединение должно быть проверено и, желательно, дополнительно укреплено.

Крепление и размещение радиопередатчиков

Важным вопросом применения индивидуального звукоусиления на артистах также является расположение и крепление самого радиопередатчика. В концертной практике зачастую передатчик просто крепится при помощи железной скобы на костюм (ремень, пояс и т.п.). В театре же этот способ не является безопасным, поскольку при активных движениях, танцах и постоянной смены костюмов передатчик с большой долей вероятности упадет и либо разобьется, либо просто создаст сильное натяжение микрофонного провода, от чего микрофон в лучшем случае отклеится от кожи артиста, в худшем – произойдет разрыв провода. Кроме того, если бы передатчики просто крепились на костюм, то микрофонному оператору пришлось бы участвовать в каждом переодевании каждого артиста, перевешивая бодипак с одного костюма на другой. Поэтому для крепления радиопередатчика костюмерный цех театра шьет для каждого артиста, использующего индивидуальный микрофон, специальный эластичный пояс с карманом, соответствующий размеру передатчика. Если актер использует два микрофона, основной и резервный, то, соответственно, должно быть и два кармана для передатчиков. Существуют готовые универсальные пояса с регулируемым размером от компаний URSA Straps, WMB, NeoPax и др. Чаще всего микрофонные пояса крепятся на талии, сам передатчик оказывается в районе поясницы, но существуют и другие положения – на ноге, спине или даже в парике. Как правило, они вызваны особенностями костюма, к примеру, голая спина или очень облегающее платье. Также для более надежной фиксации на теле микрофонный пояс может иметь дополнительные лямки, если у актера с передатчиком в спектакле присутствуют акробатические номера.

Способы расположения радиопередатчиков на артистах

По возможности радиопередатчик нужно располагать таким образом, чтобы его антенна не соприкасалась с телом, так как эффективность передачи радиосигнала может снизиться на 50-70% вплоть до полного исчезновения сигнала. Это происходит из-за того, что пот является поглотителем радиочастот.

Влияние пота на поглощение радиочастот

Проблемы с затеканием от пота и влаги касаются не только микрофонов, но и радиопередатчиков. Попадание соленой воды внутрь корпуса передатчика приводит к окислению контактов, что в свою очередь может привести к радиопомехам, выходу из строя радиочастотного модуля, экрана и кнопок. Для защиты передатчика от влаги можно использовать медицинские презервативы для УЗИ или резиновые перчатки. Практически на всех радиопередатчиках на корпусе присутствует физическая кнопка или переключатель mute on/off. Очень важно в настройках передатчика отключить эту функцию, чтобы во время действия от резких движений артиста или трения об одежду она не активировалась случайно. Если в настройках передатчика такой функции нет, можно заклеить переключатель скотчем.

Работа с персональным ушным мониторингом (IEM)

К ответственности микрофонного оператора также относится работа с системами персонального ушного мониторинга. Конечно, in-ear системы имеют ряд преимуществ перед напольными мониторами или прострелами, а именно: свобода перемещения артиста по сцене, возможность персонализации мониторного микса, исключение задержки и возникновения обратной связи, создание четкой стереофонии. Однако, несмотря на все плюсы, персональный ушной мониторинг в театральных постановках используется не так часто. Причин на это существует несколько:

— Визуальная составляющая – наушники видны зрителю и тем самым разрушают атмосферу действия.

 — Наличие персонального ушного мониторинга подразумевает дополнительный бодипак – приемник сигнала, для которого так же, как и для микрофонных передатчиков, должен быть предусмотрен специальный карман. На некоторых артистах используется по два микрофонных передатчика: основной и резервный. Использование третьего бодипака будет уже слишком неудобным и тяжелым для артиста.

— Не всем актерам привычно и комфортно работать с ушным мониторингом.

 Однако, несмотря на все эти неудобства, все равно существуют ситуации, когда без IEM никак не обойтись, например, труднодоступная для прострелов и напольного мониторинга декорация или использование ростовой куклы на актере. Также частыми бывают случаи, когда актеру обязательно нужно слышать клик (метроном), который, конечно, не раздашь в напольные мониторы или прострелы.

При использовании ушного мониторинга очень важно обеспечить актеру максимальный комфорт. Конечно, идеальным вариантом будет применение индивидуальных заливок- наушников, так как они плотно сидят в ухе и не выпадают. Если же используются обычные наушники-«капельки», обязательно нужно подобрать правильный размер амбушюров и дополнительно закрепить наушники скотчем вдоль уха и на шее, чтобы провод не тянул вниз. Еще одно уязвимое места у in-ear – разъем. У приемников сигнала, в отличие от микрофонных радиопередатчиков, нет специальной закрепляющей резьбы. Поэтому, чтобы мини-джек не выскочил из передатчика от резкого движения артиста, стоит обернуть провод наушников вдоль передатчика. Таким образом, даже если потянуть за провод, мини-джек останется в разъеме приемника.

Наиболее частым применением IEM в театре является имитация радио/телевизора/магнитофона – любого звучащего объекта в спектакле. Тогда in-ear подключается к встроенному в объект динамику.

Применение in-ear в качестве звучащего магнитофона.

Аксессуары микрофонного оператора

Одним из самых важных аксессуаров микрофонного оператора, конечно же, является скотч, с помощью которого петличные микрофоны и гарнитуры крепятся к коже артиста. Это специальный прозрачный медицинский гипоаллергенный пластырь, который легко рвется в продольном и поперечном направлениях. Есть несколько известных производителей такого пластыря, которые наиболее часто встречаются в театре.

Первый из них – Omnifilm – фиксирующий пластырь из пористой прозрачной плёнки с полиакрилатным клеем на пластиковой катушке. Он довольно дешевый и его можно найти практически в любой аптеке. К сожалению, у многих артистов он вызывает покраснения, а у некоторых попросту отклеивается от кожи.

У него есть альтернатива – также часто встречающийся скотч для фиксации микрофонных проводов Transpore 3M. Это хирургический пластырь на основе прозрачного перфорированного пластика. В сравнении с Omnifilm он более гладкий и незаметный на коже, и у гораздо меньшего количества артистов возникает на него аллергическая реакция. Но купить его по дороге на работу, как Omnifilm, не получится. Он заказывается у производителей медицинских товаров пачками, внутри которых 24 катушки пластыря.

И у Omnifilm, и у Transpore 3M существуют пластыри разной ширины. На практике наиболее удобная для подклейки микрофонного повода к коже артиста ширина — 1,25 см. При частом отклеивании провода, за ухом и на шее иногда используют и более широкий скотч, однако зачастую для более надежной фиксации в этих зонах помогает использование двух кусочков тонкого пластыря, наклеенных крест-накрест.

Существует и пластырь, произведенный специально для фиксации микрофонов от компании Sennheiser – LAV tape. Но для его использования требуется некоторая сноровка. Дело в том, что он представляет собой широкую катушку с двухсторонней защитой. Оторвать руками кусочек пластыря, как с предыдущими вариантами, не удастся. Нужного размера кусок пластыря отрезается с помощью ножниц, далее следует открепить половинку бумажной стороны от скотча, приклеить уже открытую половину к коже артиста, затем удалить вторую бумажную половину защиты и зафиксировать скотч полностью. Только после этого удаляется внешний защитный слой. Плюсы этого пластыря заключаются в том, что он практически невидим даже на близком расстоянии, к тому же он очень крепко держится и мало у кого из артистов возникает на него аллергическая реакция. К минусам можно отнести более долгий и кропотливый процесс фиксации микрофона на артисте и невозможность сделать стоечку от затекания.

В процессе длительного выпуска спектакля становится понятно, каким из пластырей лучше фиксировать микрофонный провод каждому артисту постановки. Эта информация прописывается микрофонным оператором в микрофонной партитуре. Для более крепкой и надежной фиксации микрофона перед его поклейкой рекомендуется обезжирить кожу артиста при помощи спирта.

Пластыри для фиксации микрофонных проводов: Omnifilm, Transpore 3m, Sennheiser LAV tape

В комплекте с петличными микрофонами, как правило, прилагаются некоторые аксессуары:

1. Сменные грили с разной АХЧ. Их у микрофонного оператора на рабочем месте всегда должно быть в избытке, так как при затекании капсюля потом или попадания грима на голову петличного микрофона, первым делом меняется гриль. При проведении мюзиклов и спектаклей с активными сценами такое может случаться довольно часто. Он легко и быстро снимается с микрофона и меняется на новый.

2. Грим-колпак. Он нужен для защиты микрофона от всего, что может попасть в капсюль: грим, еда, влага и прочее. Такие грим-колпаки есть у микрофонного оператора, гримеров, и желательно, чтобы они находились в театральном буфете для артистов. Микрофонный оператор тщательно следит за тем, чтобы при выходе артистов из сценического пространства микрофоны были защищены с помощью этих колпаков. Но также важно проверять, чтобы артист, напротив, случайно не вышел в грим-колпаке на сцену, так как он сильно искажает тембр, а порой и просто не пропускает сигнал.

3. Ветрозащита. В театральных постановках она используется крайне редко, так как очень бросается в глаза зрителю. Но на открытых уличных сценах в ветреную погоду ветрозащита может очень пригодиться. Также при достаточно близком вынужденном расположении гарнитур со ртом исполнителя она уменьшает чувствительность микрофона к взрывным согласным.

4. Крепления для петличного микрофона. Они бывают очень разнообразные: прищепки, магнитики, булавки, липучки – все они нужны для того, чтобы прикрепить петличный микрофон к одежде артиста.

Комплект аксессуаров к петличным микрофонам и гарнитурам

Для чистки микрофонных грилей от грима, пота и прочего используются специальные ультразвуковые ванночки. Но если гриль нужно почистить быстро во время проведения спектакля, то можно продуть гриль, использовав сжатый воздух.

Средства для чистки микрофонных грилей

Еще один используемый аксессуар – клипсы для трессов. Это заколки, с помощью которых микрофонные провода крепятся к волосам артиста или шапочке для париков. Они бывают разных цветов и размеров, что позволяет сделать их применение максимально незаметным и эстетичным. Для того, чтобы закрепить их на микрофонном проводе, также понадобится тонкий эластичный шнур или шляпная резинка. Как правило для крепления одного микрофонного провода используются три таких заколки.

Клипсы для трессов и шляпная резинка

Если на одном артисте используется два микрофона, основной и резервный, то при одинаковом их расположении они скрепляются между собой. Очень часто это делается при помощи того же скотча, которым микрофонные повода фиксируются на коже артиста, но это не самый лучший способ, поскольку из-за жарких париков или костюмов скотч может легко расклеиться. Гораздо практичнее для этих целей использовать специальный инструмент с резиновыми насадками. С его помощью насадки растягиваются, в них просовываются микрофонные провода, после чего они стягиваются и плотно скрепляют два провода между собой.

Инструмент для скрепления микрофонных проводов

Рабочее место микрофонного оператора должно быть удобно организовано, а каждому аксессуару выделено свое место. В случае возникновения проблемы с микрофоном это помогает не тратить драгоценное время на поиски нужного инструмента.

Требования к артистам, использующих микрофоны

При выпуске спектакля обязанностью микрофонного оператора является объяснение правил эксплуатации микрофонного оборудования артистам, работающих с петличными микрофонами или гарнитурами, а также контроль за выполнением этих правил. При их систематическом нарушении артисту грозит штраф.

Правила эксплуатации можно свести к следующим пунктам:

— Все манипуляции с микрофонами производятся исключительно микрофонным оператором или сотрудником звукоцеха.

— Актерам категорически запрещено самостоятельные манипуляции с микрофонным оборудованием, за исключением защиты микрофона специальным грим-колпачком, который выдается микрофонным оператором.

— Выдача и сбор микрофонов осуществляется только микрофонным оператором, либо сотрудником звукоцеха в специально отведенном месте.

— Выдача микрофонного оборудования актерам разрешена только при наличии специального кармана, как на спектакле, так и на репетиции.

— При возникновении любой неисправности микрофонного оборудования необходимо незамедлительно сообщить сотруднику звукоцеха.

— При нахождении актера вне сценического пространства микрофон должен быть защищен специальным грим-колпачком.

— Выход на улицу в дождь и холод в микрофонном оборудовании строжайше запрещен.

— Проверка микрофонов и саундчек проводятся в строго отведенное время.

— После прохождения актером саундчека, положение микрофона изменять строжайше запрещено. В случае необходимости поправить микрофон, актер должен обратиться к микрофонному оператору.

— Во время спектаклей актеру в антракте необходимо подойти к микрофонному оператору, чтобы проверить заряд батареи и при необходимости поправить положение микрофона.

— Микрофонное оборудование, является собственностью театра. За неправильную эксплуатацию оборудования, приведшую к порче, наступает материальная ответственность.

Желательно, чтобы данные пункты были согласованны с вышестоящим руководством и прописаны у артистов в трудовом договоре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время использование микрофонов в спектаклях стало неотъемлемой частью классического и современного драматического или музыкального театра. Они помогают не только обеспечить слышимость голосов артистов на всех зрительских местах, но и дают больше возможностей для творческой реализации как режиссера постановки, так и звукорежиссера за микшерным пультом. Однако для их использования в постановках требуется большая подготовка, понимание всех процессов, связанных с радиочастотным менеджментом и прохождением сигналов в тракте, а также постоянный контроль. Это ответственная и серьезная работа, которая вылилась в новую специальность – микрофонный оператор. Микрофонный оператор – это человек, обеспечивающий спокойствие и крепкий тыл звукорежиссера за пультом. Звукорежиссер и микрофонный оператор – связка одного целого, внутри которого также существует четкая иерархия взаимоотношений, требующая слаженной работы, доверия и эффективной коммуникации. Это позволяет наделять ответственностью за результат и осуществлять контроль поставленных задач на своем участке.

Резюмируя сказанное, хочется еще раз обратить внимание на количество задач и нюансов, стоящих перед микрофонным оператором на этапе производства спектакля и в процессе его дальнейшего проката. На основе этой информации можно сделать вывод, насколько важным и занимающим свою уникальную нишу в производственном процессе является этот сотрудник звукового цеха театра. Он выполняет весьма специфическую работу, требующую уникальных знаний и навыков, огромной ответственности, внимательности к деталям, навыкам психологического общения и умением сориентироваться в сложных ситуациях, связанных с неисправностью техники, и найти пути решения самых разных проблем. Каждый спектакль и даже каждый отдельный артист в постановке требует индивидуального подхода. Это касается как технических аспектов звукоусиления голосов, так и коммуникативных процессов.

Уже появляются различные программы, технологии и системы, которые помогают и упрощают работу микрофонного оператора. К ним можно отнести устойчивые к влаге и поту петличные микрофоны, радиопередатчики с технологией Frequency Diversity — режим частотного разнесения, который позволяет вести одновременную передачу на двух независимых частотах с одного передатчика и обеспечивает бесперебойную передачу аудиосигнала даже в самых сложных радиочастотных условиях, систему дистанционного управления всех параметров передатчиков и автоматического предотвращения помех, а также программ для мониторинга аудио и радиосигналов с синхронизацией с шоу-файлом на микшерном пульте.

Однако развитие технологий в данной сфере не означает, что они способны полностью заменить человека-специалиста. Они могут позволить сократить количество микрофонных операторов на одной постановке, так как забирают на себя некоторые из многих задач, которые требуют контроля со стороны специалиста. Разработка новых технологий и создание программ, нацеленных на работу с микрофонами и радиосистемами, дают новый толчок к развитию и возможности более глубокого освоения этой молодой, но несомненно нужной в театральной сфере профессии.

#Назад в Статьи