Главная/ Статьи/ "МЕРТВЫЙ ГОРОД" В НОВОЙ ОПЕРЕ Акустическое решение премьерного спектакля
«МЕРТВЫЙ ГОРОД» В НОВОЙ ОПЕРЕ Акустическое решение премьерного спектакля

«МЕРТВЫЙ ГОРОД» В НОВОЙ ОПЕРЕ Акустическое решение премьерного спектакля

Автор: Шевцов Станислав

14 апреля 2022 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы «Мертвый город» композитора Эриха Вольфганга Корнгольда. Специфика постановки заключалась в расположении оркестра глубоко на сцене, причём за декорациями. Декорации представляют собой стенки, выполненные из фанерных брусков (с просветами) в два этажа, со светодиодными экранами и мебелью. По ходу действия спектакля, декорация опускалась и поднималась до уровней первого и второго этажей, перекрывая видимость оркестра из зала. В полностью поднятом положении сверху остается лишь небольшое «окно» между верхней частью просцениума декорации, через которое звук мог бы беспрепятственно излучаться в зал, см. фото на рисунке 1.

Рисунок 1. Декорация, поднятая до 2 этажа (фото публикуются с разрешения театра)

1. Моделирование

Основной замысел художественного руководителя и дирижёра спектакля Валентина Урюпина, касающийся настройки звука, заключался в достижении качественного звучания оркестра путём использования специально придуманных отражающих элементов, то есть без опоры на полное электроакустическое звукоусиление.

Следуя поставленной таким образом задаче, была создана акустическая модель в специализированной компьютерной программе, см рисунок 2.

Рисунок 2. 3-D модель постановки с декорацией.

Строго говоря, данная задача не является модельной, поскольку программно учесть долю энергии, прошедшую через щели между трубами декорации, не представляется возможным, по крайней мере, с уверенностью за точность результата. Как известно, дифракция в современных инструментариях лучевой трассировки и мнимых источников практически не применяется. Метод акустического проектирования, основанный на измерениях (постановок серии экспериментов с последующими проектными шагами), в данном случае не рассматривался в силу нехватки временных и прочих ресурсов. Поэтому, с учётом погрешности на дифракцию, было решено модельным способом рассчитать энергию направленных отражений, которые бы задавались размещёнными определённым образом плоскими и полу плоскими отражающими элементами.

2. Проектные решения

Наиболее проблемная зона, с точки зрения образования звуковой тени перед декорацией, была определена на балконе. Следовательно, требовалось сформировать поток отражённых волн, идущих от оркестра, который бы проходил через существующее небольшое «окно» между декорацией и верхней частью зеркала сцены, достигая зрительской зоны. Для этого, в силу специфики ситуации, предполагаемые 4 ряда подвесных отражателей располагались в горизонтальной плоскости (в плане) таким образом, чтобы каждый впереди висящий ряд не заслонял движение волн от предыдущего. Ограниченность зоны подвеса отражателей диктовала необходимость в выборе довольно крутых углов наклона (до 50°), особенно для передачи звучания струнных инструментов, см фото на рисунках 3…5. По периметру рассадки оркестра были предусмотрены ограждения с относительно небольшой высотой (2,5 м), которые играли роль рупора, фокусирующего энергию в области нижних частот при передаче звука сквозь декорации в сторону зрителей. К этим ограждениям предъявлялось требование – избежать нежелательных резонансов внутри оркестра. Дабы не усложнять конструкцию, было реализовано простое решение – ограждения перфорированы отверстиями с переменным шагом и сечением, что приводит к снижению эффекта «накачивания» давления стоячими волнами.

Рисунок 3. Фото внутри сцены
Рисунок 4. Декорация, поднятая на 1 этаж
Рисунок 5. Акустическая модель с расчётными решениями

Перед реализацией представленных решений созданная по чертежам акустическая модель калибровалась с целью соблюдения приемлемых условий подобия реальным условиям. В силу отказа организаторов от предварительных измерений за основу были взяты расчётные значения акустических параметров, в частности, стандартное время реверберации в заполненном зале, которое на средних октавных полосах частот равнялось 1,44…1,33 с, см рисунок 6. Эти расчёты были выполнены при проектировании здания в 1997 году акустиками М.Ю. Ланэ и В.Н. Суховым.

Рисунок 6. Частотная характеристика времени реверберации данного зала, рассчитанная специалистами НИИСФИ.

Модельные расчёты по предлагаемым решениям показали определённое улучшение по индексам: С-80 (ясность музыки) до +2 дБ, SPLtotal (уровень звукового давления с учётом диффузной составляющей) до 1 дБ, D-50% (разборчивость речи) до +20%, EK (заметность эхообразований) — до -0,3, ST (поддержка музыкантов) – выравнивание функции по частоте. На удивление наиболее ярко изменения коснулись старого параметра речевой разборчивости D-50%. Надо сказать, что улучшения не носили глобальный характер, однако это и не ожидалось – даже умеренное улучшение приветствовалось.

3. Субъективная оценка проектных решений и использование электроакустического усиления

После выполнения проектных работ, уже во время прогонов спектакля, в зале для оценки звучания присутствовала группа сотрудников театра и приглашённых специалистов. Театр не ставил задачу количественно оценить субъективные ощущения. Тем не менее, по общему мнению группы, реализованная система акустической настройки, состоящая из отражателей, дала положительный результат. По крайней мере, при положении декорации на уровне подъёма до первого этажа можно говорить о полнозвучном, сбалансированном и ясном звучании оркестра. Баланс между солистами и оркестром весьма примечателен, что неудивительно в силу плановой близости солистов к публике в пространстве. Однако при подъёме декораций до уровня 2 этажа сила звучания оркестра заметно ослабевает, хотя и без существенных потерь прозрачности звучания. Данный аспект модельно не определялся.

Для устранения перепадов в динамике и для сохранения микродинамики звучания оркестра все же было решено использовать электроакустическую систему, расположенную непосредственно в оркестре. Это было сделано, чтобы устранить диссоциацию, то есть несовпадение звукового и зрительного образов. При этом вторичные сигналы, то есть работа системы усиления, не должны ощущаться даже тренированным ухом опытного слушателя. Чтобы избежать низких порогов самовозбуждения, предполагалось использовать специальные излучатели с высокой устойчивостью к возникновению обратной связи. Однако в итоге в качестве излучателей использовались (с усилителями Linus 10c) громкоговорители, установленные звукорежиссером спектакля Юккой:

— Coda Hops 8 (один на сторону) по бокам просцениума в технических ложах – в направлении партера и амфитеатра;

— Coda Hops 5 (один на сторону) – в направлении балкона,;

— Coda Hops 5 в качестве in feel.

Тем самым имитировался не прямой сигнал, а первые отражения от боковых участков просцениума (технических лож), что способствовало более натуральному звучанию. Микрофонную карту на основе Neumann 184 разработали специалисты звукового цеха под руководством Ксении Кудрявцевой. Задача сводилась к минимальному усилению оркестровой фактуры в определённых местах партитуры.

Заключение

Результат работы можно считать успешным. После премьеры пресса о звучании оркестра в музыкальном и исполнительском отношении дала положительные отзывы, при этом претензии к акустическому аспекту спектакля не встречаются. Также можно встретить положительную оценку баланса солистов и оркестра.

По договорённости с театром, в ближайшем будущем планируется провести объективные измерения акустики по международному стандарту ISO-3382 со сравнением параметров звучания до и после принятых мер, с целью анализа и предметного описания использованных методов для нужд науки и образования.

Автор выражает свою признательность компании ООО «ТАМ» в лице Йозефа Рема и Валерия Хлебникова, техническому директору театра Тимофею Андреевичу Ермолину, начальнику звукотехнического цеха театра Ксении Николаевне Кудрявцевой и уважаемым коллегам кафедры музыкальной звукорежиссуры Уральской консерватории.

Литература

1. Beranek L. Concert Halls and Opera Houses. Springer-Verlag. NewYork. 2004.

2. Barron M. Auditorium Acoustics and Architectural design. E&FN SPON.1993.

3. J. Cox, Peter D. Antonio. Acoustic Absorbersand Diffusors: Theory, Design and Application. Spon Press/ 2004.

4. СНиП 23-03-2003 Защита от шума и акустика. Актуализированная редакция — М.: Госстрой России, 2011.

#Назад в Статьи