Конкурс студийных звукорежиссеров на «ArtMasters»
Автор: Анатолий Вейценфельд
В 2024-м году Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «ArtMasters» проходил в юбилейный пятый раз. Да, время быстро бежит, и я очень хорошо помню, как мы готовили конкурс звукорежиссёров на самом первом «ArtMasters», а затем и в следующем году.
Первые два года, как помнят наши читатели, конкурс проводился для концертных звукорежиссёров, и это были выступления оркестра Георгия Гараняна с нашими джазовыми певицами, исполнявшими хиты мирового и отечественного джаза.
На третий год «ArtMasters» решил сменить специализацию и провести конкурс студийных звукорежиссёров в студии «Мосфильма» совместно с кинокомпозиторами. Участники конкурса тогда записывали симфонический оркестр, игравший музыку, сочинённую участниками конкурса-композиторами для предложенного видеоряда. Экспертную группу (жюри) конкурса составили работники студии «Мосфильма» во главе с Андреем Левиным.
На следующий год планировался вновь концертный конкурс, но в связи со смертью главного эксперта номинации «Звукорежиссер» Владимира Овчинникова главным экспертом стала Софья Кругликова, собравшая другую команду экспертов, и этот конкурс прошел в другом музыкальном формате – «русский поп-рок». На сцене работала тогда известная группа «Старый приятель».
В этом году вновь было решено провести конкурс студийных звукорежиссёров, но уже работать не с киномузыкой, а с тем же отечественным роком. Для участия в записи была приглашена группа «Vanyn», работающая в стиле, близком к «Старому приятелю». Запись и в этот раз проходила на «Мосфильме», только уже не в большой оркестровой, а в малой «эстрадной» студии, главным экспертом вновь был Андрей Левин.
Десяти финалистам были распределены десять песен из репертуара группы, и каждому выделено время на запись и микширование песни: 5 часов на «трекинг» (расстановку, настройку и собственно запись), 2 часа на микширование, и еще час на мастеринг.
Поскольку состав музыкантов и инструментов не менялся и песни в целом написаны и исполняются в одной манере, жюри было проще оценивать разницу в звучании записей разных конкурсантов.
Состав группы Vanyn компактный и стандартный: электрогитара, клавишные, бас-гитара, ударные и вокалист. В некоторых песнях к живому составу добавлялись ещё плейбэки дополнительных клавишных. Строго говоря, это не очень корректно – такие добавки должны быть или во всех песнях или нигде, чтобы участники были в полностью равном положении, ведь количество источников меняется, меняются и задачи при миксе. Впрочем, с дополнениями или без, задача записи и сведения стандартного рок-состава – не такая уж сложная, уж точно не биг-бенд и тем более не симфонический оркестр. Да и 8 часов на производство одной песни – явно не цейтнот.
К тому же и участники финала – не новички, кое-кто из них участвовал в предыдущих конкурсах ArtMasters, а некоторые – и в номинации «концерт», и в номинации «студийная запись».
Перед началом прослушивания готовых записей, на котором, кроме членов экспертного жюри, присутствовала и группа так называемых «экспертных зрителей» (включая автора этих строк), каждый из участников коротко описывал проделанную работу – стоявшие перед ним задачи, методы решения проблем и т.п. Надо сказать, в некоторых случаях мы ощущали некий, как теперь говорят, «когнитивный диссонанс» – звукорежиссер-конкурсант рассказывал нам, какого звучания он хотел добиться в своей записи и что для этого делал, но… далее мы не только не слышали предполагаемых результатов, но и замечали неудачные решения и нерешенные проблемы. Вообще надо сказать, что конкурсанты в этой предварительной устной презентации показывали себя весьма по-разному: некоторые были скромны и самокритичны, зато другие были абсолютно довольны собой и своей работой.
При прослушивании мы заполняли протоколы оценки, почти идентичные тем, по которым оцениваются работы на конкурсе Бабушкина, так что здесь все было привычно и довольно просто. А то, что записи прослушивались на аппаратуре высшего качества в главной аппаратной студии «Мосфильм», еще больше упрощало нашу работу – все ошибки были отчетливо заметны.
На прослушивании присутствовал и лидер группы Vanyn Андрей Ванин. Для него такое мероприятие было в новинку, он даже волновался и переживал за конкурсантов. Оценочный протокол он не заполнял и характеристик работам участников не давал, сказал лишь, что участие в конкурсе ему и его группе понравилось и «все ребята были молодцы».
Здесь надо отметить, что между конкурсными прослушиваниями и оглашением результатов прошло больше месяца – прослушивания состоялись в конце августа, а победители конкурса были названы 1 октября. Поэтому мне пришлось месяц ждать, прежде чем рассказать о прошедшем конкурсе «ArtMasters» – было бы странно описать прослушивания и ничего не сказать о лауреатах.
Итак, победителем конкурса «ArtMasters»-2024 в номинации «Звукорежиссер записи музыки» стал выпускник Гнесинской академии Никита Емельянов, набравший 95 баллов. Читателям нашего журнала это имя уже не раз встречалось. Никита два года назад стал победителем XIX Конкурса имени Бабушкина в номинации «Эстрадная музыка», а в этом году занял на XХI Конкурсе имени Бабушкина второе место в номинации «Академическая музыка». И вот новый успех на новом конкурсе, успех абсолютно заслуженный! Теперь я уже могу сказать, что поставил работе Никиты самую высокую оценку, потому что это была отличная запись.
Второе место занял Илья Андрус, третье – Константин Елисеев. Интересно, что оба они набрали одинаковое число баллов – 89,7, но по правилам конкурса более высокое место дается тому, у кого были выше результаты в предыдущем Квалификационном этапе. Это показывает, какой плотной была борьба и равноценными работы участников конкурса.
Журнал «Звукорежиссер» и Гильдия звукорежиссеров Российского музыкального Союза поздравляет лауреатов и финалистов Пятого Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters и желает им успешной профессиональной карьеры!