Главная/ Статьи/ «Геленджик Арена» и его акустика
«Геленджик Арена» и его акустика

«Геленджик Арена» и его акустика

Автор: Анатолий Лившиц

1 июня 2024 года состоялось открытие нового многофункционального зрительного зала на 1600 мест в Геленджике. Праздничный концерт прошёл с большим успехом у зрителей. Выступали Кубанский Казачий Хор, Балетная Труппа им. Григоровича, Дмитрий Маликов, Пелагея и другие артисты разных жанров.

Зал многофункционален прежде всего по своим театрально-технологическим возможностям и уникален не только для Черноморского побережья Краснодарского края, но и для всей России. В зале, кроме музыкальных концертов, можно проводить цирковые представления, показы мод, совещания, театрализованные постановки. Из-за технологических требований форма зала была выбрана в виде полукруга, что создает опасность фокусировки звука в зоне сцены и на зрительских местах, а также влияет на равномерность звукового поля. Однако инженеры Проектного Института строительной Акустики справились с этой задачей вместе с архитектурным бюро Николая Лютомского. В построенном зале не наблюдается никаких фокусировок в области сцены. Неравномерность звукового поля не превышает ±3 дБ на всех зрительских местах при работе штатного звукоусилительного оборудования. И важно заметить, что измеренное время реверберации практически точно совпало с компьютерным прогнозом. В этом большая заслуга конструкторско-технического отдела Проектного Института строительной Акустики, сотрудники которого провели много времени на стройплощадке во время монтажа строителями отделочных панелей. Как результат их работы – к акустике зала претензий нет.

Акустическая характеристика зала

Многофункциональный зал на 1600 мест в плане представляет собой полукруг с размещением сцены вдоль свободного диаметра. Зал имеет поднимающийся партер, амфитеатр и балкон. План зала с приведен на рис. 1. Геометрические характеристики зала приведены в табл. 1.

Рисунок 1. План зала

Таблица 1

Геометрические характеристики зала

Длина зала (до портала сцены)28.6 м
Ширина зала42 м
Высота зала16 м
Вместимость1600 мест
Воздушный объем зала23000 м3

Зал предназначен для проведения концертов со звукоусилением. Полукруглая форма в плане выбрана из соображений технологической целесообразности для проведения не только концертов, но и шоу, в том числе цирковых программ.

В табл. 2 приведены целевые акустические характеристики проектируемой акустики зала – время реверберации Тр, индекс речевой разборчивости STI, уровень боковых отражений LF и равномерность звукового поля Total SPL от источников звукоусиления.

Таблица 2

Целевые акустические характеристики зала

Время реверберации, Тр1.25 с
Индекс речевой разборчивости, STI˃ 0.6
Уровень боковых отражений, LF10%
Равномерность звукового поля, Total SPLΔ6 дБ

Время реверберации выбиралось исходя из воздушного объема зала и его назначения – многофункционального зала со звукоусилением, исходя из рекомендаций СП 51.13330.2011 «Защита от шума». Индекс речевой разборчивости – не ниже значения «Хорошо».

Особенности акустического проектирования зала

Главной акустической проблемой в зале является его полукруглая форма, которая способствует образованию фокусировок звука при источниках в зоне сцены. Это приводит к негативным эффектам на сцене – театральному эху и «заводке» микрофонов. Кроме того, такая форма не способствует созданию равномерного акустического поля в зоне зрительных мест. Всё это негативно сказывается не только на акустических условиях в зале для слушателей, но и создаёт часто неразрешимые трудности для звукорежиссеров в процессе создания равномерного звукового поля. Дополнительную сложность работе добавляло то, что все материалы отделки должны были быть негорючими.

Для предотвращения акустических проблем в зале на задней полуциркульной стене были размещены звукорассеивающие и одновременно звукопоглощающие элементы треугольной формы. Использовалось несколько типов рассеивателей, отступающих от стены на расстояние от 10 до 50 см. В качестве отделочных материалов для рассеивателей применялись листы СМЛ (стекло-магниевый лист) с перфорацией, за которыми размещались звукопоглощающие плиты на основе базальтового волокна толщиной 50 мм. Схема таких элементов приведена на Рис. 2.

Рисунок 2. Схемы звукопоглощающих/звукорассеивающих элементов тыловой стены

Для обеспечения целевого времени реверберации применялись отделочные материалы на основе листов СМЛ с перфорацией и без, смонтированных на относе от стен с заполнением звукопоглощающими плитами на основе базальтового волокна. На стенах сценической коробки размещены оцинкованные стальные кассеты со звукопоглощающей основой из минеральной плиты. Предложенные материалы и способ их крепления показаны на Рис. 3.

Рисунок 3. Схемы звукопоглощающих/звукорассеивающих элементов тыловой стены

Для подтверждения принятых решений было проведено акустическое компьютерное моделирование в программном комплексе EASE, результаты которого приведены на Рис.4. Из них можно сделать вывод, что полученные значения не превышают допустимых отклонений целевых значений.

Рисунок 4а. Значения времени реверберации в компьютерной модели
Рисунок 4б. Значения индекса речевой разборчивости в компьютерной модели на средних частотах
Рисунок 4в. Значения индекса речевой разборчивости в компьютерной модели на средних частотах

Результаты акустических измерений

28 апреля 2024 года в готовом зале были проведены измерения акустических параметров. В качестве источника звука для измерения времени реверберации выступал всенаправленный источник. Неравномерность звукового поля измерялась при работе штатной системы звукоусиления. Измерения проводились на зрительских местах в нескольких точках.

Результаты замеров представлены в табл. 3 и Рис. 5. Там же приведены данные компьютерного моделирования и целевые значения параметров при акустическом проектировании зала. Очевидна высокая корреляция между прогнозом и измеренными характеристиками. Отклонения в значениях времени реверберации можно объяснить сложностью прогнозирования коэффициентов звукопоглощения и рассеивания колосникового настила и пространства над ним высотой 6 метров до плиты покрытия. Неточность прогноза зафиксирована в области частот выше 500 Гц на 10…15%.

Таблица 3

Акустические характеристики зала, сравнение целевых значение с компьютерной моделью и измеренными значениями

Акустический параметрЦелевое значениеКомпьютерная модельИзмеренное значениеРасхождение
Время реверберации, Тр,Низкие частоты1.5 — 1.13 с1.4 с1.45 с3%
Средние частоты1.4 — 1.13 с1.13 с1.1 с3%
Высокие частоты1.4 — 1.0 с1.3 с1.1 с15%
Индекс речевой разборчивости, STI˃ 0.60.70.734%
Равномерность звукового поля, Total SPLΔ 6 дБΔ 6 дБΔ 3 дБ3 дБ
Рисунок 5. Значения времени реверберации: в компьютерной модели и измеренные

Субъективная оценка акустики зала

При прослушивании в зале во время измерений записанных музыкальных фонограмм не ощущалось акустических дефектов зала ни в зоне зрительских мест, ни в зоне сцены.

Известный композитор Роман Игнатьев после проведения репетиции в зале дал ему исключительно высокую оценку как залу для постановок мюзиклов со звукоусилением.

Вот как прокомментировал проект технический директор «Геленджик Арена» Евгений Хорошин:

«Научный подход и применение уникальных материалов позволило добиться прекрасных результатов. Из-за многофункционального назначения (концерт, цирк, театр, банкет) наш концертный зал изначально имеет сложную акустическую форму, поэтому добиться в нем качественного звучания было непростой задачей. 

Для расчета архитектурной акустики в нашем зале инженеры учли все основные акустические задачи, обеспечив зрителей комфортным звучанием».

От редакции

Систему звукоусиления в зале «Геленджик Арена» проектировала и устанавливала известная московская компания ТТТ, поэтому дополняем статью автора акустического проекта информацией от компании, касающейся звукоусилительного, светового и служебного оборудования.

Перед компанией «Техника и Технологии Театра» стояла непростая задача – обеспечить комплексное оборудование современными системами залов-трансформеров многофункционального комплекса. 

Компания провела проектирование, поставку, монтаж и пуско-наладку систем постановочного освещения, звукоусиления, пульта помощника режиссера и технологического телевидения, а также оборудования для фонового озвучивания фойе, ресторана с VIP-зоной, кафе и арт-пространства комплекса. Были также проведены поставка и монтаж кресел Большого зала.

Нами были выбраны надежные и качественные системы известных брендов.

Звукоусиление:

  • Акустические системы L-Acoustics: K3, KARA II, KS28, 108P-4, A15 WID, A15 FOCUS, KS21, X15 HiQ X12, 5XT-2
  • Усилители мощности: L-Acoustics LA4X и LA12X
  • Цифровой аудиопроцессор L-Acoustics P1
  • Акустические системы ELECTRO-VOICE ETX-15P и ETX-18SP
  • Цифровой микшерный пульт STUDIOMASTER DIGILIVE16
  • Цифровая микшерная консоль YAMAHA CL5
  • Многоканальный цифровой конвертор YAMAHA Rio3224-D2
  • Микрофоны и радиоприемники: SHURE, PSA

Постановочное освещение:

  • ROBE: RoboSpot BaseStation, ROBIN Forte FS
  • CLAY PAKY: Arolla Profile HP, K-EYE K20 HCR, A.LEDA B-EYE K20, TAMBORA BATTEN SQUARE, AXCOR BEAM 300, AROLLA PROFILE MP, AROLLA SPOT MP, MIDI-B
  • MARTIN Rush Par 4 UV
  • Пульты управления светом MA LIGHTING: grandMA3 full-size, grandMA3 light, grandMA3 processing unit M, grandMA3 2Port Node DIN-Rail
  • Управление освещением: XenixPRO на базе iPower
  • Дежурное освещение: XenixPRO

Пульт помощника режиссера:

  • матрица DYNACORD
  • станции RTS
  • корпус ТТС
  • служебные зоны — акустика Fonestar

Технологическое телевидение:

  • сервер TTC
  • PTZ камеры Lumens
  • камеры Marshall
  • Кресла для Большого зала: Ascender

Производитель кресел смог решить сложную задачу — для возможности установки поверх кресел банкетных платформ в зале установлены внешне похожие, но функционально различные модификации кресел.

Фоновое озвучивание выполнено на базе Fonestar. В фойе расположено более 100 динамиков, установленных на трех уровнях. В арт-пространстве находится многозонная система Fonestar. В ресторане с VIP-зоной и кафе установлены настенные и потолочные динамики, матрицы, пульты и микрофоны Fonestar. Нами была также разработана уникальная система звонков, которые может подать администратор, помощник режиссера или звукорежиссер из любой точки зала или фойе.

#Назад в Статьи