Главная|| Статьи|| Ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна – новый альбом к 100-летию российского джаза
Ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна – новый альбом к 100-летию российского джаза

Ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна – новый альбом к 100-летию российского джаза

Категории

Автор: Анатолий Вейценфельд

Нынешний год особенный для нашей музыки – это год столетия российского джаза. Дата это немного лукавая, потому что музыкальное действо, которое теперь называется «первым в России джазовым концертом», к джазу, даже тогдашнему, имело очень отдалённое отношение. Однако уже лет 40 как это событие у нас принято отмечать, и вот подошел столетний юбилей. Его готовятся отпраздновать музыканты всей страны, коллективы готовят тематические программы, и одну из таких программ решил записать оркестр Георгия Гараняна в виде альбома под названием «Советский джаз». Георгия Арамовича с нами нет уже больше 10 лет, но оркестр существует стараниями его семьи и фонда Георгия Гараняна. Естественно, юбилейная программа включает в себя произведения отечественных композиторов, включая и самого Гараняна.

Вообще «джазовая библиотека» сочинений советских и российских композиторов весьма обширна. Сочиняли не только ранние классики советского джаза Александр Цфасман и Александр Варламов, не только Исаак Дунаевский и Матвей Блантер, но и музыканты непростой судьбы Яков Скоморовский и Эдди Рознер, и выдающиеся композиторы следующих поколений, в том числе Андрей Эшпай, Андрей Петров, Анатолий Лепин, Вадим Людвиковский, Олег Лундстрем, Юрий Саульский, Георгий Гаранян, Юрий Чугунов… так что выбор музыкального материала для альбома отечественного джаза был обширен.

Запись посвящена 100-летию джаза, но, как видим, альбом включает не только чисто джазовые сочинения, но и прикладную киномузыку, ставшую джазовой, когда она попала в руки джазового музыканта Гараняна.

Проект включает 11 номеров, среди которых и известные мелодии, и пьесы, очень давно не исполнявшиеся и неизвестные широкой публике:

  1. Александр Цфасман «Звуки джаза»
  2. Яков Скоморовский «Блюз»
  3. Матвей Блантер, ар. Г. Гараняна «Джон Грэй»
  4. Михаил Петренко «Вальс для саксофона»
  5. Эдди Рознер «1001 такт в ритме джаза»
  6. Вадим Людвиковский «Играй, музыкант»
  7. Александр Зацепин «Твист»
  8. Александр Зацепин, ар. Г. Гараняна «Бриллиантовая рука» (попурри)
  9. Геннадий Гладков, ар. Г. Гараняна «Джентльмены удачи» (попурри)
  10. Георгий Гаранян «Птички на окне»
  11. Георгий Гаранян «Фестивальный блюз»

В основу музыкальной концепции альбома легли аранжировки Георгия Гараняна, написанные для созданного им в начале 1970-х легендарного ансамбля «Мелодия» – штатного студийного оркестра Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Поэтому и состав в записи участвовал меньшего формата, чем классический биг-бенд. Две трубы, два тромбона, три саксофона (альт и два тенора) и ритм-секция – это и состав джазовых оркестров рубежа 1920-30 годов, и состав ансамбля «Мелодия», игравшего в самых разных стилях, от ретро-джаза до джаз-рока, фанки и фьюжн (уточню, что чаще в «Мелодии» звучали два саксофона). Несколько аранжировок прозвучало в редакции Сергея Богданова – нового дирижера оркестра Гараняна.

Дирижер Сергей Богданов

Место записи было выбрано сразу – это студия Продюсерского центра Игоря Матвиенко, и причина этого выбора очень простая – в этой студии работает звукорежиссер Владимир Овчинников. О том, что ему больше всего нравится работать с этим звукорежиссёром, мне говорил в свое время ещё сам Георгий Гаранян. Это же говорит и автор проекта Нелли Гаранян: «Записи стараемся делать только с ним, только у него. Имеют значение не только профессиональные, но и человеческие качества. Спокойная обстановка, рациональные быстрые решения, качественный продукт на выходе при максимальном комфорте в работе».

Владимир Овчинников на записи в студии

При записи Владимир стремится сохранить все детали живого одновременного исполнения, которые так важны в звучании джаза. Поэтому духовая часть ансамбля сидела вместе без всяких щитов и разгородок, только ритм-секция была отсажена в три отдельные кабинета, находящиеся в той же студии.

Контрабасист Федор Фабер в кабине для записи баса

Но это не капитальные полностью закрытые комнаты, а просто плотные загородки, хотя музыканты ритм-секции играли в наушниках.

Пианист Родион Габоров в кабине с концертным роялем

Вопрос микрофонного съема был решен Владимиром Овчинниковым следующим образом. На большой барабан был поставлен Neumann TLM 170, на малый барабан – AKG 414EB. На том-томы стояли Neumann TLM170, в качестве микрофонов оверхед использовались AKG460, на хай-хет и тарелку Ride – Neumann KM84. Все микрофоны были в режиме гиперкардиоиды.

Барабанщик Александр Иванов

На контрабасе использовался чисто микрофонный съем – Neumann U-47 и AKG C12VR – и никаких датчиков в линию!. Рояль снимался микрофонами AKG C24.

С духовыми Владимир поступил так: на трубы поставил редкие коллекционные микрофоны RCA77DX и LOMO ML 16, на тромбоны – Neumann TLM 67, а на саксофоны – Neumann U87AI.

Духовая секция ансамбля «Мелодия» на записи

Из фотографий видно, что рассадка коллектива была не концертной, а особой студийной – все духовики (3 саксофона, 2 трубы и 2 тромбона) сидели в одну длинную линию напротив заглушенной стены, а дирижер находился перед ними.

Все пьесы были записаны за один день, на каждый номер пришлось не больше двух-трех дублей. Записывали весь проект традиционным способом одновременного исполнения. Это наиболее естественная для джазового жанра и удобная для музыкантов технология записи, дающая высококачественный результат при условии, что коллектив сыгран и репертуар хорошо разучен. Только несколько сольных партий в разных номерах (далеко не всех) были записаны наложением – это соло альт-саксофона, трубы и тромбона. Запись отдельных сольных партий индивидуально наложением объясняется прежде всего желанием дирижера иметь несколько вариантов исполнения соло для дальнейшего выбора наилучшего. Заставлять для этого весь оркестр играть несколько дублей идентичного материала в таких случаях нецелесообразно.

Запись производилась через аналоговый микшерный пульт SSL 6000E и АЦП Prism Sound (16 каналов) и Avid HD (16 каналов)

После окончания записи (трекинга) записанный материал был отредактирован по вполне традиционным методам (чистка шумов и помех, монтаж, выравнивание и т.п.), а затем смикширован через консоль SSL в рабочей станции Pro Tools. Обработку в таких жанрах обычно сводят к минимуму, чтобы сохранить естественность звучания. В данном случае применялась динамическая обработка с помощью программного пакета UAD-2. На ударных использовалась параллельная компрессия, компрессировались также медные духовые. Реверберация тоже использовалась, причем одного типа для всех источников (эмуляция листового ревербератора EMT) – в разных пропорциях, естественно.

Изюминка проекта – выпуск альбома на виниле, ставшем последние годы «модным» носителем. Можно обоснованно дискутировать о технической целесообразности использования технологически очень дорогого механического носителя в цифровую эпоху, но мода есть мода… К тому же сам проект однозначно отсылает к стилистике ретро: это и музыка 1920-70-х годов, и саунд ансамбля «Мелодия», чья слава приходится на 70-80-е годы. Что ж, ретро само по себе всегда в моде, хотя и наполняется разным содержанием в разные эпохи.

Виниловая пластинка, в наше время, конечно, не может быть массовой по определению, так что альбом сразу станет раритетом для коллекционеров. Но будем надеяться и на «демократичный» цифровой релиз, доступный широким кругам любителей джаза и ретро-музыки.