Главная/ Оборудование/ Тестируем наушники нижней ценовой категории
Тестируем наушники нижней ценовой категории

Тестируем наушники нижней ценовой категории

Автор: Анатолий Вейценфельд

Интерес звукорежиссёров, как начинающих, так и опытных, к такому виду профессионального звукового оборудования, как наушники, постоянен и высок. По независящим от дистрибьюторов причинам ассортимент наушников сейчас сокращается, тем важнее нам разобраться с теми моделями, что имеются на нашем рынке.

Наушники, цена которых превышает 100 тысяч руб., мы не включили в сферу наших интересов, напротив, решили протестировать самые недорогие из числа тех, которые могут иметь отношение к студийной работе. Таким образом, мы определили ценовые рамки в пределах от 6 до 10 тысяч руб. тестируемую продукцию нам любезно предоставил интернет-магазин «noAudio.ru», которому редакция журнала «Звукорежиссер» выражает глубокую признательность.

В качестве «подопытных» моделей мы выбрали следующие: Presonus HD 9 (7430 руб.), Shure SRH440-BK-EFS (7900 руб.) и AKG K92 (5300 руб).

AKG K92

Все модели – большие, относятся к типоразмеру «circum-aural» (т.е. амбушюры окружают ушные раковины, а не прижимаются к ним, как у наушников меньшего размера).

Presonus HD 9

Традиции нашего журнала отвергают вкусовую оценку типа «нравится/не нравится». Мы проводим экспертную оценку по адаптированному для акустических систем протоколу EBU (Очевидно, что оценивать наушники можно по тем же критериям, что и АС для студий и залов).

Shure SRH440-BK-EFS

Протокол предусматривает оценку по восьми параметрам:

Широта частотного диапазона, Натуральность передачи тембров, Разборчивость высоких частот, Натуральность средних частот, Отчетливость низких частот, Частотный баланс на низких уровнях, Качество звучания на высоких уровнях, Заметность искажений.

При тестировании уровень громкости воспроизведения был установлен изначально и был единым для всех моделей, благодаря этому можно оценить и чувствительность наушников (она оказалась примерно одинаковой).

Для всесторонней оценки прослушивались 5 фрагментов музыки разных жанров:

  1. «Болеро» Равеля (начало для оценки звучания на малых уровнях и конец для оценки звучания оркестрового tutti)
  2. Хор а капелла «Утоли мои печали» (оценки микродинамики и детальности)
  3. Джазовый квартет «Сюита в стиле рококо» Клода Боллинга
  4. Джазовый квартет Андре Превена – No Moon At All
  5. Группа The Beach Boys – Pet Sounds (оценка воспроизведения сложных фактур с большим количеством оркестровых и электронных источников)

Необходимо указать, что вторая и третья фонограммы – записи студентов, представленные на Конкурсе им. Бабушкина-2022. В отличие от коммерческих записей, выпущенных фирмами звукозаписи на дисках, студенческие записи могут содержать звукорежиссерские ошибки и недостатки, и было важно, насколько хорошо испытываемые наушники выявляют эти недостатки.

Было решено доверить оценку «молодым ушам» – студенткам кафедры звукорежиссуры ГИТИС Дарье Кравцовой и Олесе Шакирьзяновой.

Дарья Кравцова слушает наушники PreSonus

Студенты кафедры в течение 5 лет обучения изучают предмет «Слуховой анализ», т.е. проходят постоянный многолетний тренинг аналитического слуха (critical listening), так что содержание тестирования было им не в новинку, как и методы прослушивания.

Затем тестируемые модели отслушал и автор этих строк.

Для оптимизации условий сравнивания модели наушников отслушивались последовательно на одной и той же фонограмме, затем на другой и т.д. При прослушивании эксперт ставил баллы (по пятибалльной шкале) по каждому параметру для каждой фонограммы, затем баллы суммировались. Популярные «лирическо-аудиофильские» описания, встречающиеся в прессе для потребителей бытовой аудиотехники, вроде «звучание треугольника напоминает звон льдинок в хрустальном бокале» (цитата реальная) мы полагаем неуместными в профессиональных публикациях.

По итогам тестирования места распределились строго в соответствии с розничной ценой на модели: первое место заняли наушники Shure (571 балл), второе Presonus (560 баллов) и третье AKG (459 баллов). При этом один из экспертов отдал первенство наушникам PreSonus, но оценки двух других экспертов сдвинули баланс в пользу Shure. Не стоит удивляться отставанию наушников AKG K92 – все же они значительно дешевле.

Главный вопрос для нас был – насколько эти недорогие наушники пригодны для профессионального использования? Думается, что Shure и PreSonus вполне могут использоваться в домашних и проджектных студиях, и тем более с рабочими станциями композиторов и аранжировщиков. Вполне пригодны они для использования в пост-продакшн и саунд-дизайне. Придутся они «ко двору» и для внестудийной работы – «полевым» звукооператорам на съемочных площадках, телеоператорам, концертным звукорежиссерам и всем, кому нужны наушники закрытого типа с хорошей звукоизоляцией от внешних шумов. В целом эти модели хорошо подходят для контроля, так как четко показывают недостатки в части тонального баланса, детальности и разборчивости, а также посторонних шумов в записи. Для данной ценовой категории Shure и PreSonus отработали «на пять», на взгляд экспертов.

В заключение совет читателям – в связи с известной ситуацией на рынке советуем не откладывать приобретение профессиональной техники вообще и наушников в особенности!

Команда noAudio.ru дарит читателям журнала «Звукорежиссер» промокод на скидку 5% на весь ассортимент интернет-магазина www.noaudio.ru
Промокод: ЗВУКОРЕЖИССЁР
Количество промокодов ограничено! Поспешите)

*промокод действителен до 30.12.22 года, не суммируется с другими промокодами и не может быть применен к товарам из категории SALE.

#Назад в Оборудование