Микрофонный оператор в театре. Часть 1
Автор: Мария Петрова
Одной из основных задач любой театральной постановки является донесение текста и его смысла до зрителей. Для этого должна обеспечиваться слышимость речи актера на всех зрительских местах. Переход от открытых античных амфитеатров к полностью закрытым театральным залам был начат в XVI веке. Появление в театре закрытого пространства дало еще больше возможностей для акустического проектирования и формирования направленности звуковой волны от сцены к слушателям. К примеру, использование отражающего козырька над авансценой, наклонные боковые стены вблизи портала сцены, обеспечивающие формирование ранних интенсивных отражений, форма барьеров балконов и ярусов, способствующая хорошему рассеянию звука и т.д. Таким образом, долгое время обеспечение слышимости текста в театре решалось архитектурной акустикой и поставленными голосами артистов.
Однако техническая сложность театральных постановок в последние годы сильно возросла. Это касается и звукового решения спектаклей. Постановки становятся более наполненными музыкой (как фонограммами, так и живым исполнением) и различными звуковыми эффектами, все чаще задействуется система окружающего звука или иммерсивные системы. Звукоусиление актерской речи при помощи микрофонов все больше проникает в современный театр. Еще не так давно постановки, на которых все актеры были бы оснащены индивидуальными микрофонами, были «диковинкой» и касались, как правило, только музыкальных спектаклей или мюзиклов. Сегодня же сложно представить себе театральную постановку большой формы без применения общего или индивидуального звукоусиления.
Причин на это существует несколько:
1) Постоянное использование наушников для прослушивания музыки/ подкастов/аудиокниг, а также просмотра сериалов, в результате чего люди привыкают воспринимать информацию посредством акустически крупной, плотной, скомпрессированной речи.
2) В современных постановках всё большую роль играет музыка. Зачастую весь спектакль сопровождает перманентный музыкальный фон, который может звучать не только из портальных акустических систем, но и из систем окружения (surround. В таком случае, разумеется, микрофонная поддержка актерской речи просто необходима как для того, чтобы актеру не приходилось срывать голос, перекрикивая музыку, так и для выстраивания нужного баланса между музыкой и голосом артиста.
3) Использование микрофонов в спектакле позволяет окрашивать актерскую речь множеством эффектов, помогающих более точно раскрыть творческий замысел режиссера и благодаря которым зритель больше вовлекается в сценическое действие.
4) Зачастую спектакль играется в плохо подготовленных акустически помещениях. Звукоусиление голосов в таких залах позволяет нивелировать недостатки акустики.
5) Работа с живым составом инструментов или оркестром. В таких случаях звукоусиление требуется как артистам, так и музыкантам. Это также позволяет звукорежиссеру за микшерным пультом выстраивать баланс между музыкальной и речевой составляющей спектакля, а также настраивать гибкий мониторинг как для артистов, так и для музыкантов.
6) Обеспечение мобильности постановки. Репертуарные театры довольно часто гастролируют. При использовании микрофонов для звукоусиления артистов в постановке существенно растет количество театральных и концертных площадок, подходящих для проведения спектакля, так как это позволяет не задумываться о слышимости актерской речи на всех зрительских местах.
7) Использование индивидуальных микрофонов на артистах расширяет динамический, а вследствие этого и драматический диапазон актера, т.к. позволяет ему произносить реплики шепотом или без сильного посыла, не заботясь о том, что его слова будут не слышны зрителю на заднем ряду.
8) Возможность трансляции и качественной записи спектакля. Применение индивидуальных микрофонов на артистах позволяет записать мультитрек и в дальнейшем произвести сведение с индивидуальной настройкой и обработкой каждого голоса и инструмента.
9) Шумовое загрязнение больших городов, в ходе которого существенно повысился уровень комфортной громкости у зрителей. Звуковое давление, создаваемое актером при произнесении реплик без какой-либо поздвучки в большом театральном зале, для современного зрителя является недостаточным для комфортного восприятия текста.
10) Звукоусиление в театре позволяет привлекать к просмотру спектаклей людей с пониженной слуховой чувствительностью.
Все эти причины привели к повсеместному использованию различных типов микрофонов как в драматических, так и в музыкальных театрах. Работа с микрофонами в спектаклях требует серьезной подготовки, правильной настройки, эксплуатации и обслуживания. Работник звукового цеха театра, непосредственно отвечающий за подключение, развес, эксплуатацию и сбор микрофонов, называется микрофонным оператором. Он помогает звукорежиссеру за пультом сосредоточиться на создании микса, не заботясь о проблемах, связанных с работоспособностью разных типов микрофонов и радиотракта. Такое разграничение функций внутри звуковой команды позволяет наладить эффективный процесс создания и дальнейшего проведения спектаклей, а также позволяет упреждать технические проблемы, а в случае их возникновения — своевременно решать их.
Поскольку работа микрофонного оператора в театре достаточно специфична, основные принципы эксплуатации различных видов микрофонов и радиосистем, а также способы эффективного взаимодействия между всеми участниками постановки (артистами и цехами художественно- постановочной части), можно выявить и систематизировать в основном в процессе производства различных театральных постановок, осуществленных в различных условиях, то есть опытным путем.
В настоящее время не существует единого принципа подготовки специалистов данного профиля. Микрофонный оператор – достаточно молодая для театра профессия, поэтому в ней до сих имеется большое количество «подводных камней», связанных с эксплуатацией радиосистем, систем общего и индивидуального звукоусиления актерской речи, а также контролем звукового оборудования во время проведения театральной постановки. Целью статьи является анализ, систематизация, а также упорядоченное описание специфики работы микрофонного оператора с различными типами микрофонов, радиосистемами, а также системами персонального мониторинга в драматическом и музыкальном театрах.
- Обязанности микрофонного оператора в театре
Микрофонный оператор — это тот работник звукового цеха, который осуществляет непрерывный контроль за работоспособностью всех видов микрофонов, радиосистем и персонального мониторинга во время проведения спектакля. Кроме того, он осуществляет очень близкое и плотное взаимодействие с артистами, работающими с микрофонами до и во время спектакля. От того, насколько комфортно будет происходить взаимодействие актеров с микрофонным оператором, зависит удобство работы как актеров, так и звукорежиссера за микшерным пультом, и часто – репутация всего звукового цеха театра. Микрофонный оператор – это человек с развитыми навыками общения, умеющий найти подход к любому артисту, завоевать доверие, наладить контакт. Помимо специализированных знаний в области звукорежиссуры, можно сказать, что главными инструментами микрофонного оператора являются стрессоустойчивость, развитые коммуникативные навыки и бесконечная эмпатия.
С точки зрения производственного процесса в задачи микрофонного оператора входят:
- подготовка нужного количества и типа микрофонов, радиосистем и систем персонального мониторинга для каждого отдельного спектакля;
- объяснение правил использования звукового оборудования артистам, работающих с проводными и радиомикрофонами и системами персонального мониторинга;
- размещение или установка соответствующих микрофонов на артистах/ поверхностях/декорациях/музыкальных инструментах согласно пожеланиям звукорежиссера;
- фиксация микрофонов и контроль их положения во время всего спектакля, с целью обеспечения повторяемости тембров и звукового образа;
- разработка концепции взаимодействий с актерами в процессе проведения шоу, определение зон сценического пространства, где возможны или необходимы контроль и манипуляции с оборудованием;
- опережающий контроль прохождения сигналов от радиомикрофонов на приемниках либо при помощи специального программного обеспечения, согласно партитуре спектакля;
- создание подробной микрофонной партитуры проведения спектакля и input- листа;
- разработка сценариев использования оборудования при нестандартных режиссерских решениях, связанных с несовместимыми условиями использования радиомикрофонов;
- создание сцен под каждый спектакль с применением радиоканалов в специальном программной обеспечении для наглядного контроля приходящих сигналов;
- оперативное решение проблем в реальном времени, возникающих из-за неисправности оборудования или помех в радиотракте;
- разработка сценариев применения резервного оборудования в случае выхода из стоя какого-либо элемента звукового тракта;
- контроль возврата микрофонов и радиосистем после спектакля;
- организация хранения микрофонов и радиосистем, профилактика и уход;
- передача проведения спектакля на позиции микрофонного оператора своим коллегам;
- контроль проведения спектакля коллегами на ранних этапах.
Из списка задач микрофонного оператора наглядно видно, насколько многофункциональна его работа. Он – то звено звуковой цепи, которое обеспечивает крепкий тыл, контролируя все процессы касающиеся работы микрофонов и радиосистем, обеспечивая в различных изменяющихся условиях их полную работоспособность. Микрофонный оператор обязан знать звуковой и радиотракт на своем участке, а также знать, как проявляют себя различные технические неполадки. Также стоит отметить, что микрофонный оператор практически постоянно находится в сценическом пространстве во время спектакля, но так, чтобы зритель ни с одного места не мог его увидеть. В его обязанности входит доскональное знание положений декораций, их габаритов, условий безопасного перемещения в сценическом пространстве в том числе в условиях темноты, четкое понимание траекторий перестановок и их временных промежутков. Здесь главное – обеспечениея безопасности, позволяющее избежать травм, например, вследствие перемещения декораций. Также микрофонный оператор обязан знать точки в сценическом пространстве, откуда и когда каждый актер выходит и уходит со сцены, чтобы в случае неисправности микрофона или радиопередатчика не тратить время на поиски артиста, а как можно скорее устранить проблему. Резюмируя все вышеописанное, можно сказать, что проходимость сигнала от источника звука до стейдж-бокса и наоборот, если речь идет об in-ear системах, — целиком и полностью ответственность микрофонного оператора.
- Звукоусиление актерской речи с помощью общих микрофонов
Существуют два принципа использования микрофонов в театральных постановках: общая подзвучка и индивидуальная. Общая подзвучка используется, как правило, в старых спектаклях, на момент выпуска которых не было нужного количества радиосистем или индивидуальных микрофонов. Но существуют и достаточно новые постановки, где звукоусиление производится только с помощью общих систем. В таких постановках режиссерам крайне важно сохранить органичность и реалистичность действия на сцене, и индивидуальные микрофоны на лице у артиста, по их мнению, противоречат этому принципу. Тогда для достижения слышимости используют различные микрофоны и способы их размещения в сценическом пространстве.
Одним из самых распространённых способов звукоусиления актерской речи в общем плане является система подвесных микрофонов. Такие микрофоны закрепляются на колосниках или штанкетах высоко над сценой и спускаются сверху – либо равномерно по всему сценическому пространству, либо над теми точками на сцене, где проходят основные диалоги артистов. Высота, на которой закрепляются микрофоны, и их количество зависит от конкретных задач, размеров сцены и декораций и направленности самих микрофонов. Как правило, в такой системе используются узкомембранные конденсаторные кардиоидные микрофоны.
Так же могут применяться узконаправленные микрофоны-«пушки». К их использованию прибегают в том случае, если декорация или видеопроекция не позволяют разместить микрофоны на нужной для звукорежиссёра высоте, и он вынужден располагать их выше. В таком случае особенность микрофона-«пушки» захватывать звук даже на расстоянии нескольких метров помогает в звукоусилении актерской речи, но данный тип микрофона является очень точечным, соответственно он охватывает лишь локальные участки сцены. Для естественного звукоусиления, при котором не будет слышно приближение и отдаление актера от микрофона, следует увеличивать количество пушек по площади сцены.
Если в спектакле используется несколько планов подвесов, желательно, чтобы каждый следующий план был выше предыдущего. Так звукоусиление будет более естественным на слух, когда в сцене спектакля текст произносят актеры, находящиеся на разном расстоянии от зрителя. Если такой возможности нет, то плановость можно искусственно создать с применением задержек, спектральной и пространственной обработки на микрофонах дальнего плана.
Однако стоит понимать, что если просто открыть все подвесные микрофоны разом – звук будет крайне неразборчивым из-за большого количества фазовых искажений и усиления ненужных шумов. Возможно даже возникновение обратной связи. Поэтому в процессе проведения спектакля с применением системы подвесных микрофонов звукорежиссёр постоянно контролирует их баланс и выводит только те микрофоны, которые располагаются в наибольшей близости к актерам в данной сцене спектакля.
Для этих целей также можно пользоваться автомикшером, который будет автоматически открывать микрофоны, входной уровень которых будет превышать заданный порог. Это особенно удобно, если микрофонов достаточно много. В таком случае стоит разделить все микрофоны по зонам, например, лево-центр-право, или по дальности от зрителя до арьера, собрать по этому принципу микрофоны в группы и в процессе проведения спектакля заниматься только выстраиванием балансов между этими группами, в то время как сами микрофоны будут открываться с помощью автоматического микширования. Также стоит применять компрессию, чтобы разница в громкости актера, находящегося близко или далеко от подвесов, была не столь заметна.
Система подвесов достаточно удобная, хотя имеет свои недостатки. Первый из них – визуальная составляющая. Чтобы звукоусиление на слух было естественным, подвесов должно быть достаточное количество, тогда переход актера от одного микрофона к другому будет незаметным. Но это приведет к визуальному загромождению сцены, что может возмутить художника-сценографа. Также применение системы подвесов создает много проблем для художника по свету, а использование видеопроекции в спектакле становится возможным только при использовании обратной проекции или светодиодных экранов. Коме того, применение подвесов мешает и механикам сцены, если в спектакле присутствуют декорации, опускающиеся на штанкетах вверх и вниз. Стоит понимать, что количество штанкетов в театре ограничено, и за них сражаются разные службы. В этой борьбе, звук, к сожалению, не является приоритетным. Таким образом, звукорежиссер часто ограничен в количестве подвесов в связи с нехваткой штанкетов.
По всем вышеописанным причинам часть микрофонов прячут в декорациях, кулисах или реквизите. Для этого могут использоваться совершенно разные микрофоны. Частое применение находят узкомембранные конденсаторные микрофоны или микрофоны-«пушки», закрепленные с помощью струбцин к декорациям или находящиеся на стойках. Их количество и расположение зависит от конкретного спектакля и необходимых для поздвучивания зон, более того их положение в сценическом пространстве во время действия может неоднократно меняться. Ответственность за изменение положения микрофонов в пространстве сцены лежит на микрофонном операторе. В случае большого количества перемещений микрофонов в спектакле может появиться надобность в привлечении второго микрофонного оператора. Для выполнения подобных задач удобно подключение микрофонов без проводов, используя «плагон» — подключаемый радиопередатчик с возможностью подачи фантомного питания. Это позволяет не зависеть от расположения лючков или стейдж-бокса на сцене и длины проводов.
Еще один распространенный тип микрофона, использующийся в театре для общего звукоусиления голосов – PZM, или микрофоны граничного слоя. В театре их часто называют «лягушками». Их расположение может быть самым разнообразным, самое частое – на авансцене, для охвата первого плана сцены. Их количество зависит от ширины сцены так же, как и в случае с подвесными микрофонами. Расстояние между микрофонами авансцены регулируется, избегая эффекта отдаления/приближения к микрофону. Помимо авансцены их закрепляют на различных поверхностях и даже прячут в реквизит. Встречаются PZM-микрофоны не только с направленностью «полусфера», но и различными другими диаграммами, такими как кардиоида, полукардиоида, супер- и гипер-кардиоида. Это важно учитывать при размещении на той или иной поверхности. К примеру, располагая микрофоны на авансцене, хотелось бы избежать попадания в них зрительских шумов от первых рядов, поэтому для данной задачи следует использовать более узко направленные PZM-микрофоны, а для случая, когда PZM располагается на столе, хорошо использовать микрофон с полукруговой диаграммой направленности, чтобы охватить всех актеров, сидящих за столом. Так же, как и в работе с подвесами, звукорежиссер за пультом выводит только те PZM-микрофоны, которые находятся в непосредственной близости от актеров, проговаривающих текст в данной сцене спектакля.
Несмотря на то, что петличный микрофон, как правило, является средством индивидуального звукоусиления артиста, он может использоваться и для общей подзвучки. Он, как и PZM, крепится на поверхности или прячется в декорацию или реквизит. Петличка гораздо менее заметна для зрителя, но имеет и меньшую область захвата и чувствительность. Как правило, этот метод используется для очень локального звукоусиления в труднодоступных для всех остальных микрофонов зонах.
Зачастую все вышеописанные типы микрофонов могут комбинироваться и использоваться в одной постановке, отвечая за конкретные зоны в сценическом пространстве. Например, авансцена озвучивается PZM-микрофонами, основное сценическое пространство при помощи системы подвесных микрофонов, а отдельные локальные зоны – микрофонами-пушками или петличками.
Система звукоусиления речи с помощью общих микрофонов весьма экономична и по сей день находит применение во многих театрах. Особенно хорошо ее использовать в малых пространствах, где расположение артиста слишком близко для зрителя и требуется лишь небольшое и естественное звукоусиление без крупного и плотного голоса. С ее помощью также возможно применение пространственных эффектов. Порой общие микрофоны используют исключительно в данных целях без применения звукоусиления. Но подзвучка голосов общими микрофонами подходит только для постановок разговорного жанра и даже при детальных расчетах и настройке имеет высокую чувствительность к шумам и локальную рабочую зону. Звукорежиссер очень ограничен в размещении микрофонов, так как зависит от декораций, их габаритов и перемещений, от расположения световых приборов и шума от них, от видеопроекции, громкой сценической механики и других особенностей конкретной постановки. Кроме того, при данном методе звукоусиления звукорежиссер не имеет возможности регулировать баланс голосов артистов, находящихся вблизи друг от друга. Также возникают сложности при звукоусилении голоса одновременно с громкой фонограммой, эффектами и сценическими шумами, так как они проникают в микрофоны и тоже усиливаются. Все эти причины привели к постепенному вытеснению звукоусиления общими микрофонами индивидуальными.