История Конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина
Автор: Анатолий Вейценфельд
Конкурс для студентов – будущих звукорежиссеров, проходящий в Москве с 2000 года, носит имя выдающегося российского звукорежиссера и педагога Виктора Борисовича Бабушкина (1930-1998), которого по праву называют отцом современной отечественной звукозаписи. Обучение звукорежиссуре началось в российских вузах в середине 1980-х годов, и со временем стало ясно, что студенты не должны «вариться в своем соку» внутри кафедр, им необходимо общение, а их успехи в учебе и творчестве надо каким-то образом оценивать со стороны. Возникла идея студенческого конкурса. Вот как это было.
Осенью 1999 года меня пригласили в гости студенты отделения звукорежиссуры Академии музыки им. Гнесиных, на кафедре прошла встреча студентов с редакцией, она оказалась очень полезной обеим сторонам, и стало понятно, что надо уделять больше внимания «подрастающему поколению». Но каким образом? Своими размышлениями я поделился с тогдашним руководителем отдела рекламы и маркетинга компании ISPA (ныне уже, увы, не существующей) Джамилей Пейсаховой, которая сама окончила в свое время звукорежиссерское отделение Гнесинки и даже записала на «Мосфильме» (совместно с известнейшим звукорежиссером Геннадием Папиным) несколько дисков с классической музыкой. Оказалось, что компания ISPA и ее руководители тоже думают над этим вопросом.
«А давай проведем конкурс для студентов! – сказала Джамиля, – ISPA готова предоставить помещение и аппаратуру для прослушивания и призы!» Я ответил: «Отлично, а журнал возьмет на себя разработку концепции и собственно организацию конкурса».
Так появился конкурс студенческих звукозаписей, которому решено было дать имя выдающегося российского звукорежиссера и педагога Виктора Борисовича Бабушкина – с любезного разрешения его вдовы Анны Марьяновны.
В жюри были приглашены известные специалисты, а возглавил его народный артист России лауреат Государственной премии РФ композитор, дирижер и саксофонист Георгий Гаранян, и с тех пор состав жюри менялся незначительно. В состав жюри вошли друзья Виктора Бабушкина: Георгий Гаранян, знаменитый звукорежиссер студии «Мелодия» Рафик Рагимов, ученики Бабушкина – звукорежиссер киностудии «Мосфильм» Геннадий Папин, звукорежиссер ТТЦ «Останкино» лауреат премии ТЭФИ Алексей Менялин, звукорежиссер Дома композиторов Евгений Кочетков, инженер-акустик Дмитрий Свобода, музыкант, звукорежиссер и продюсер Александр Кутиков. В дальнейшем к жюри присоединились звукорежиссеры Софья Кругликова и Дмитрий Сухин (позже они покинули жюри в связи с переходом на преподавательскую работу), композитор, профессор Московской Консерватории Игорь Кефалиди, несколько лет членом жюри был главный звукорежиссер ВГТРК Андрей Ветр. В 2013 году в составе жюри появились ведущий звукорежиссер телеканала «Культура» Светлана Дегтева и звукорежиссер Продюсерского центра И. Матвиенко Владимир Овчинников. После кончины в 2010 году первого председателя жюри конкурса Георгия Гараняна жюри возглавлял легендарный звукорежиссер Рафик Рагимов. После его кончины в 2021 году председателя в жюри нет, теперь в этом нет необходимости, достаточно продюсера Конкурса, им является автор этих строк. К сожалению, ушли из жизни наши коллеги члены жюри Евгений Кочетков (в 2014 г.) и Владимир Овчинников (в начале 2023 г.).
Практически не меняется и методика оценки конкурсных работ, соответствующая протоколам EBU/AES/OIRT. Члены жюри прослушивают их индивидуально (без всяких совещаний) в студийных условиях и оценивают по пятибалльной шкале, заполняя протокол, включающий 8 параметров, итоговая оценка участника – сумма оценок за параметры. Члены жюри также по желанию могут прокомментировать работу как в целом, так и по отдельным параметрам. Итоговые оценки каждого члена жюри по конкретному участнику складывются, образуя сумму баллов участника и формируя результаты Конкурса.
Итак, весной 2000 года прошел Первый конкурс, в котором приняли участие студенты Российской Академии музыки им Гнесиных, ВГИКа, СПБГУП, СПУКиТ, ГИТР и РАТИ. Лауреатом первого конкурса стала студентка ВГИКа Ольга Мошкова (уже записавшая к тому времени порядка десяти альбомов!), второе место занял Александр Маслюк из Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (СПБГУП), а третье – Дмитрий Шатилин из РАМ им. Гнесиных.
На Втором конкурсе им Бабушкина (2001) первое место заняла Полина Рыбникова (Российская академия музыки им. Гнесиных), второе место – Галина Катунина, также РАМ, а третье разделили Сергей Громенко (РАМ) и Александр Маслюк из СПБГУП.
На Третьем Конкурсе (2002) победительницей стала Наталья Теплова из Гнесинской Академии, второе место заняла Дарья Губенко (РАМ), а третье разделили Никита Разлукин (РАМ) и Стас Ведякин из московского ГИТР.
На Четвертом Конкурсе (2003) все награды достались гнесинцам: Никите Разлукину, Евгению Алтудину и Галине Катуниной соответственно.
На Пятом конкурсе (2004) первое место заняла гнесинка Светлана Огурцова (ныне звукорежиссер Московской Консерватории), второе – Евгений Савельев из Нижегородской консерватории и третье – Татьяна Гладких из РАМ.
На Шестом конкурсе (2005) произошло неслыханное – работы лучших студентов были настолько высокого качества, что пополам разделились первое и второе места! Первое место разделили Александра Такташева и Мария Черная из Академии им. Гнесиных, второе место – их однокашницы Екатерина Матлашенко и Екатерина Смирнова, а третье место досталось Марии Цветковой из ГИТР.
На Седьмом конкурсе в 2006-м году победительницей стала белорусская студентка Академии им Гнесиных Надежда Хотина. По этому поводу в нескольких белорусских газетах даже были публикации под названием «Будучее беларускава гука» («Будущее белорусского звука»), и Надежда действительно успешно работает в белорусских театрах и студиях. Второе место занял Игорь Туманов из Нижегородской консерватории, а третье – однокурсница Надежды Мария Ленарская.
В том же году как приложение к журналу «Звукорежиссер» был выпущен диск с записями лауреатов конкурса имени В. Бабушкина 2000…2006 годов. Наконец публика смогла услышать, какие же работы признаются лучшими, и, надо сказать, этот диск снял всевозможные домыслы и спекуляции вокруг результатов конкурса – все записи, хотя и разных лет, звучат отлично, а некоторые инженеры-инсталляторы даже признавались, что используют этот диск как референсный для контроля качества звучания при наладке систем усиления в залах.
На Восьмом конкурсе в 2007 году победителем конкурса впервые стал студент из Уральской консерватории Михаил Калабин, второе место заняла Евгения Дидык (РАМ), а третье разделили Любовь Золотова (РАМ) и Данила Зосин (СПБГУП).
С этого момента «монопольное господство» Гнесинской академии на высших ступенях пьедестала почета на конкурсе прекратилось, и это, хотя и обидно для ведущего вуза страны, тем не менее радует организаторов конкурса – значит, в других вузах подготовка усилилась, растет конкуренция, нестоличные студенты больше не являются подобием массовки, и соревнование стало реальностью.
На Девятом конкурсе (2008 год) преодоление «гнесинской монополии» продолжилось – сразу три студента Нижегородской консерватории стали лауреатами конкурса! Светлана Васенина заняла первое место, Дмитрий Потапов – третье, а Дмитрий Горлянский разделил второе место с гнесинцами Анной Кузнецовой и Сергеем Осовиным (да, второе место заняли сразу три(!) работы, что свидетельствует о высоком общем уровне записей, притом, что третье место отстало от них всего на одно очко).
Внимание к вопросам подготовки молодых специалистов не осталось незамеченным – организаторы дважды получали благодарность Министерства культуры РФ за проведение конкурса им. Бабушкина».
В 2008 году участников Конкурса приветствовал телеграммой министр культуры России:
Правительственная телеграмма
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации сердечно приветствует лауреатов Всероссийского конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров имени Виктора Борисовича Бабушкина. Являясь важным и своевременным проектом в культурной жизни страны, конкурс выполняет большую просветительскую миссию, демонстрируя сегодняшнее состояние отрасли звукозаписи.
Благодаря организаторам конкурса осуществляется целевая поддержка молодых авторов, проводится оснащение учебных студий вузов профессиональным звуковым оборудованием отечественных компаний, в рамках конкурса известные специалисты щедро делятся богатым опытом с молодыми звукорежиссерами, передавая им традиции отечественной школы.
Уверен, конкурс вызовет большой интерес, активизирует творческое общение молодежи, окажет содействие духовному единению профессионалов и углублению многогранного сотрудничества в сфере звукорежиссуры. Желаю участникам и организаторам Всероссийского конкурса творческих работ студентов-звукорежиссеров имени Виктора Борисовича Бабушкина больших успехов во имя будущего нашей родины, перспективных идей, осуществления намеченных планов.
Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов
На юбилейном Десятом конкурсе (2009) работы впервые оценивались по двум раздельным номинациям: «Академическая музыка» и «Эстрадная музыка» (или «Неакадемическая музыка»). В номинации «Академическая музыка» первое место занял Олег Лапцай (РАМ), второе Игорь Гусаров (ГИТР), третье – Александр Михлин (РАМ).
В номинации «Эстрадная музыка» было тесно: первое место занял Андрей Комаров (СПБГУП), второе разделили Александр Иванков и Евгения Рогозина (РАМ), а третье разделили Дмитрий Горлянский (ННГК) и Полина Чмиль (РАМ).
В следующем 2010 году на Одиннадцатом конкурсе вновь доминировала Нижегородская консерватория: Алина Матвеенко заняла первое место, Екатерина Бебина – второе, а Анастасия Рыбакова (Российская академия музыки им. Гнесиных) – третье. (Разделения на номинации на этом конкурсе не было).
На Двенадцатом конкурсе имени В.Б. Бабушкина (2011) награды вновь присуждались по двум номинациям. В номинации «Академическая музыка» Академия им. Гнесиных впервые сенсационно отсутствовала в числе лауреатов, и все места достались представителям Екатеринбурга и Нижнего Новгорода: первое место занял Эдгар Татаровский (УГК им. Мусоргского), второе место разделили Сергей Коротков (ННГК им. Глинки) и Жанна Скачкова (УГК им. Мусоргского), а третье место досталось Сергею Распопову (ННГК им Глинки). В номинации «Эстрада и джаз» победил Вячеслав Ежиков из московского Института современного искусства, второе место занял Леонид Азгальдов (РАМ им Гнесиных), а третье – гнесинка Анастасия Хлыстова.
Тринадцатый конкурс (2013) был примечателен масштабом и географией – в нем приняли участие 37 студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода (вновь занявшего верхние ступени пьедестала почета), Иркутска и Владивостока.
В номинации «Академическая музыка» 1 место заняла Ольга Лузгина (ННГК), второе место -– Лилия Гирфанова (Московский специализированный институт искусств), третье – Валентин Смирнов (РАМ).
В номинации «Эстрадная музыка» первое место занял Артем Коробков (ННГК), второе место Артем Каркач (РАМ), 3 место Марина Лаптева (ННГК).
Четырнадцатый конкурс (2014) стал особенным – в работе жюри принял участие знаменитый английский звукорежиссер Майк Сеньор. Его очень подробные комментарии к каждому(!) параметру прослушанных работ были очень полезны не только конкурсантам, но и другим членам жюри.
Первое место в академической номинации тогда завоевал Сергей Евсеев (УГК), в эстрадной – Алексей Воронин (ННГК), второе место в академической номинации – Айдар Хатмиев (ННГК), а в эстрадной – Ольга Гусева из Московского института культуры (с тех пор этот вуз по неизвестным причинам не принимал участия в конкурсе), третье место в академической номинации занял Павел Куцелай (Белорусская государственная Академия культуры), третье место в эстрадной номинации – Валерий Ильин (СПБГУП).
Следующий, Пятнадцатый конкурс прошел после двухлетнего перерыва по организационным причинам, в 2017 году. В жюри конкурса вновь участвовал Майк Сеньор. В номинации «Академическая музыка» первое место заняла Карина Самсонова (РАМ), второе Анна Родюкова (РАМ), третье – Владимир Вялов (Ростовская государственная консерватория).
В номинации «Эстрадная музыка» победителем стал Александр Кузин (РАМ), второе место занял Алексей Суворов (ИСИ), третье – Валерия Гард (СПБГУП).
В Шестнадцатом конкурсе (2018) в академической номинации первое место досталось Полине Павиной (УГК), в эстрадной – Богдану Уткину (РАМ); второе место в академической номинации заняла Арина Машкина (УГК), в эстрадной – Александр Кузин (РАМ), третье место в академической номинации получила Елизавета Кувшинникова (РАМ), в эстрадной – Анна Ловчева (РАМ).
Семнадцатый Конкурс (2019) был по неизвестным причинам самым малочисленным – всего 15 работ. Места распределились следующим образом: первое местоСергей Гилев (УГК), второе Полина Ревкуц (РАМ), и третье Михаил Иванцов (ННГК).
На Восемнадцатом конкурсе (2020) в академической номинации первое место заняла Каринэ Аветян (Московская Государственная Консерватория, ассистентура-стажировка), а в эстрадной номинации Евгений Голубев ИСИ), второе место в академической номинации Александра Степанова (РАМ), в эстрадной Анастасия Федотова (ИСИ), третье место в академической номинации досталось Серебряковой Анне (РАМ), а в эстрадной номинации – Анне Хлебниковой (СПБГУП).
Предпоследний Девятнадцатый конкурс прошел в 2022 году – в 2021-м «постпандемийном» году конкурс не проводился, так как число занятий по студийной записи в вузах было сильно сокращено. Лауреаты расположились следующим образом: первое место в академической номинации завоевал Яков Злобин (РАМ), в эстрадной – Никита Емельянов (РАМ); второе место в академической номинации заняла Виктория Чиркова (ННГК), в эстрадной номинации лауреатом Конкурса впервые стал студент Сибирского государственного института искусств (Красноярск) – Иван Ларионов; третье место в академической номинации досталось Полине Коломниковой (РАМ), а в эстрадной – Софье Семеновой (РАМ).
Ну а кому сопутствовал успех на юбилейном Двадцатом Конкурсе им. Бабушкина – вы узнаете совсем скоро!